Без спойлеров рассказываем, каким получилось эпохальное завершение истории, длившейся долгих одиннадцать лет
После щелчка Таноса в конце «Войны бесконечности» половина всего живого во Вселенной обратилась в прах. Кто-то пытается смириться с потерей, кто-то после потери близких сходит с ума. А остатки Мстителей, космический енот Ракета и прилетевшая по вызову пейджера Капитан Марвел пытаются найти способ всё исправить. Но для этого им нужно отыскать Таноса и отобрать у него Камни — любой ценой.
Новые «Мстители» оказались в положении, которое в страшном сне не снилось даже самым громким и ожидаемым блокбастерам последнего, не знаю, века (на память приходят только седьмые «Звёздные войны», но и там ситуация попроще). Вместе с огромным почтением к фильму за само его существование — не каждый верил в способность Файги и команды поставить точку (ну или хотя бы жирную запятую) в их грандиозном замысле — идёт ещё более внушительный груз ответственности. Минное поле из теорий и сюжетов, которые в представлении зрителя легко могут оказаться интереснее того, что они в итоге увидят: у фанатской фантазии был целый год, чтобы успеть нехило разыграться и построить самые безумные ожидания.
Весь прошлый опыт Marvel здесь работает музыкальным резонатором — усиливает любое попадание «Финала», но и каждую неверную ноту делает громче и мучительнее. Фильм вообще легко представить как ультимативный сборник всех достоинств и недостатков киновселенной, что вместе аккумулируются в трёхчасовую эпопею. Из первого — привычный драйв и занятная игра с характерами, одномерная, но эффектная выставка народных достижений, где каждый «крутой» герой выглядит ещё круче, но и каждый скучный пуще прежнего норовит высосать всю радость из экранного пространства. Из второго — чересчур явная социальность (есть, например, безобразный кадр, где все супергероини выстраиваются в шеренгу, чтобы показать, что они тут, да, присутствуют) и обидно малое внимание к экшеновой выразительности. Для блокбастера невиданных раньше масштабов «Финал» выглядит не то чтобы дешёво, но и не особо-то впечатляюще: Disney вообще стали сильно экономить на CGI и эффектных постановщиках.
После «Войны бесконечности», нашедшей свежую интонацию в пределах MCU, «Финал» может показаться даже немного регрессивным — ничего нового и слишком неожиданного он показать не пытается. Но так, в общем, и должны работать хорошие финалы хороших сериалов (чем, несомненно, киновселенная Marvel и является): обобщать и подытоживать, не усложнять, а упрощать и без того перегруженный событиями и героями нарратив. Потому так важно было найти режиссёров вроде братьев Руссо — обстоятельных ремесленников, способных с горячим сердцем и холодной головой распутать гигантские амбиции мегасюжета.
Они мерно отсчитывают конфликты и с математической точностью манипулируют вводными (а через них и зрителями), из перегруженного «дано» выводят довольно стройное «решение». Ни одного из героев, к которым за 11 лет не успели прикипеть разве что самые циничные зрители, здесь не обделят вниманием, подведут все нужные черты и итоги: от каждого, как говорится, по способностям, каждому — по катарсису. Обидно разве что за Таноса, которому на этом празднике жизни места совершенно не нашлось — колоритный антагонист из «Войны бесконечности» с хоть какой-то своей философией (пускай и глуповатой) стал типичным злодеем-однодневкой с абсурдными деструктивными планами, чья живость ограничилась той самой отсылкой к «Гладиатору» из трейлеров.
Зато всех забытых тут обязательно вспомнят, все старые нарывы откроют в последний раз: «Финал» проходит по своеобразной аллее славы, цитирует целые сцены и без всяких зазрений совести занимается откровенным фансервисом. Впрочем, делает это в основном талантливо и умеренно остроумно (хотя есть и один истерически-смешной гэг). Да и странно было бы ругать его за слишком сильную тягу к ностальгии — Marvel заслужили небольшое самолюбование, и фанаты ему только рады. Остальное, в общем, не так важно — не те цели стоят перед фильмом, чтобы всерьёз критиковать его за отсутствие оригинальности.
При этом, несмотря на явный перевес сверхзадачи над самой историей, «Финал» удивительно строен драматургически. Пускай, за исключением деталей, развязка всем более-менее ясна (особенно со знанием того, какие там сиквелы уже запущены в производство), живой саспенс никуда не уходит — благо, сценарные биты расставлены со всё тем же академическим чутьём. В лучшие моменты фильм заставляет забыть о том, насколько он важен в больших контекстах, насколько это эпохально, огромно и невероятно, освобождается от всех эмоциональных надстроек и даёт пережить историю с почти детской непосредственностью. И детскими же вопросами в голове: не «Как они закончат историю, оставив место для сиквелов?», а наивным «Как герои с этим справятся и как им удастся спасти мир, если все вокруг злые и всё против них?». Для фильма такого размаха и такой информационной избыточности это, пожалуй, главная заслуга.
С 29 апреля в кино.