В Канаде вампиры не кусают.
Как рассказывает режиссерка-дебютантка Анна Луи-Сейз, фильм начался именно с сложносочиненного названия. Броская фраза «Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца» моментально завораживает и подкупает: во-первых, кровопийца не хочет убивать, а во-вторых, кто-то нашел поводы для смерти. Двое обречены встретиться и разобраться в приоритетах, чтобы вывести мораль о том, что безвыходных ситуаций не существует. Не столько ценой трагических ошибок, сколько чередой нелепых и обаятельных ситуаций, которые неминуемо ведут к сближению.
Сепарация от родителей почти всегда болезненна, но часто болезненна по-разному. Порой дело не в расценках на съемное жилье, а в инстинкте охотницы, который у юной Саши (Сара Монтпети) никак не проявляется. Отпрыск вампирской фамилии, она с детства наотрез отказывается заниматься душегубством даже ради пропитания, а потому зависима от крови, которую добывают папа и мама. Супруги (Стив Лапланте и Софи Кадьо) с выборочным вегетарианством дочки мириться устали, а потому принудительно отправляют чадо в самостоятельную жизнь. Вместо клыков и жажды крови у Саши развивается депрессия, апатия и даже склонность к суициду: на встрече группы поддержки девушке выпадает шанс найти отчаянного добровольца, который осознанно готов принести себя в жертву на обеденный стол.
«Вампиршу-гуманистку» очень легко рекомендовать и советовать всем, у кого легкие уже заполнены весенним воздухом, а бледные щеки румянятся от стеснительных улыбок. Фильм квебекской дебютантки моментально влюбил в себя зрителей и жюри во время фестивалей: премьера состоялась в Венеции, следующий пункт гастролей — Торонто. Причин пылкой симпатии множество, но все они самые понятные и простые. В основе конструкции лежат узнаваемые жанровые комбинации — оглядываться можно и на цветастую «Субмарину» Ричарда Айоади, и на гипнотическую «Девушка возвращается ночью одна домой» Аны Лили Амирпур и даже на «Сумерки» Кэтрин Хардвик или «Амели» Жан-Пьера Жене. Ромком влюбляется в готический роман, а комедия не в силах ждать за дверью.
Как и прочие хорроры, сочиненные кинематографистками, «Вампирша» касается вопросов тела и телесности: взросление — всегда трансформация и новые чувства внутри. Жажда, влечение, голод разного калибра и прежде неведомая сила раздирают девочку-подростка. Саша в привычном изводе coming-of-age проходит путь от ребенка до независимой личности, свободной от фамильных установок и убеждений. Даже если ты принадлежишь к древнему семейству вампиров, совершенно не обязательно идти проторенной дорогой — вполне можно адаптировать свою идентичность к миру вокруг в соответствии с моральными принципами (даже если ради этого придется не слушаться маму!). Вписаться поначалу не получается и у случайно найденного добровольца Поля (Феликс-Антуан Бенар) — подросток страдает от буллинга в школе, мама все время на работе, а коллеги по боулингу отказывают принимать парня всерьез. Стремительно возникшее чувство к Саше лечит душу, но не сразу: сначала нужно договориться с собой.
Поиски самовыражения и самоопределения не стремятся душить зрителей экзистенциальными вопросами или удручающе вглядываться в вампирскую вечность (Саше пока всего 68 лет!). Драматические конфликты и пугающе актуальная тема самоубийств среди подростков поданы в насыщенно романтическом окрасе и комедийном ключе. Пожалуй, в подходе и заключается мастерство начинающей режиссерки говорить легко о сложных вещах, которые болезненно актуальны. «Вампирша-гуманистка» полна хулиганских выходок, подросткового озорства и чувства, что возможно все, пока ночь не закончилась — влюбленность (а особенно первая) всегда окрыляет, даже когда нет сил стоять на ногах. Магия случается в дуэте: Сара и Феликс-Антуан рождают какую-то поразительную гармонию в совместном пробуждении в новой жизненной главе. В общем-то, пожалуй, во встрече двух сердец (одно из которых не бьется) и есть главная заслуга картины: сегодня довольно редко встретишь романтическую комедию, пусть и не чистокровную, но убедительную даже в непосредственной наивности.
Короче, мы выключили на половине...