Со спойлерами рассказываем, почему криминальная драма о пройдохе-адвокате закончилась на высокой ноте и в чем-то даже обошла великий оригинал.
К шестому сезону действие сериала про Сола Гудмана (Боб Оденкерк) все ближе подбиралось к началу истории об учителе химии Уолтере Уайте (Брайан Крэнстон). Фанатам для счастья нужно было немного: закрыть сюжетную ветку противостояния Гаса Фринга (Джанкарло Эспозито) клану Саламанка; прояснить судьбу Ким Векслер (Рэй Сихорн) и ее отсутствие во «Во все тяжкие»; и наконец, поставить точку в истории Гудмана, который после краха наркоимперии Хайзенберга скрывался под именем Джин Такович.
Можно с уверенностью сказать, что шоураннерам Винсу Гиллигану и Питеру Гулду удалось не только не разочаровать зрителей (поверьте, в наше время это уже большое достижение), но и закрепить за своим детищем место в пантеоне лучших драм в истории телевидения.
Финальный эпизод шестого сезона «Лучше звоните Солу» поставил жирную точку во всей саге о криминальном мире Альбукерке, которая началась долгих 14 лет назад. Винс Гиллиган уже заявил, что у него нет планов по созданию новых проектов, расширяющих вселенную. Возможно, однажды нас и ошарашит новость о разработке очередного приквела или продолжения, ну а пока можно уверенно подводить итоги.
«Лучше звоните Солу» неразрывно связан с «Во все тяжкие» — вряд ли вообще существуют зрители, которые начали смотреть сериал, ничего не зная о нашумевшем оригинале. Приквел, посвященный эксцентричному адвокату, изначально казался неудачной идеей — эдаким паразитированием на наследии хита, превратившегося к финальному сезону в международный феномен. На протяжении всех шести сезонов «Лучше звоните Солу» жил в тени истории про Уолтера Уайта — правда, статус аутсайдера только помог создателям не идти на поводу у аудитории.
Ретроспективно кажется, что растущая популярность «Во все тяжкие» испортила сериал, который и так с каждым сезоном становился масштабнее и эффектнее. В финальном сезоне драма о шекспировской трансформации умирающего Уайта в безжалостного Хайзенберга превратилась в громкий и пафосный блокбастер. Неудивительно, что он даже закончился пулеметной перестрелкой и побегом из рабства. Лишенный интереса массового зрителя сериал о Соле Гудмане, напротив, оставался верным своему скромному формату до самого конца. Даже в финальном сезоне действие видится таким же реалистичным, честным и приземленным — герой не превращается в мстителя, способного в одиночку положить армию неонацистов, а продолжает обманывать старушек и обкрадывать пьяных богатеев.
Парадоксально, но идеальным финалом саги о Уолтере Уайте стали проекты, в которых герой уходил на второй план. Полнометражный «Эль Камино» подарил Джесси новую жизнь и заслуженный хеппи-энд, а вот шестой сезон «Лучше звоните Солу» сделал ровно наоборот. Создатели мастерски состыковали оба шоу и заявили, что без прыткого адвоката не было бы и Хайзенберга: человек, который однажды превратился из непутевого Джимми МакГилла в успешного афериста Гудмана, помог раскрыть темную сторону Уолтера Уайта. Раз уж последний «ушел» на своих условиях, то ответственность за его преступления неслучайно легла на плечи Сола. Иронично, что скользкий адвокат, который в очередной раз мог выйти практически сухим из воды, сделал все, чтобы получить по заслугам.
Именно такого меланхоличного финала, подчеркивающего трагедии маленьких людей, которым не повезло встать на пути Уайта и Гудмана, не хватало франшизе.
Куда интереснее рассматривать «Лучше звоните Солу» в отрыве от именитого оригинала. Во-первых, это довольно смелая солянка — юридическая драма об адвокате-неудачнике, комедия об аферисте, криминальный триллер о наркоторговле и даже мелодрама о созависимых отношениях. Создатели никогда не ограничивали рамки проекта, чередовали жанры, уходили в черно-белое изображение и при желании смещали акценты, выводя на первый план разборки картеля или очередную авантюру героя. Такая эклектика — довольно распространенное явление в современной сериальной индустрии, где даже телепроекты Marvel рекламируют как уход от традиционной супергероики в сторону бадди-муви, рождественской комедии или юридического процедурала. И все же «Лучше звоните Солу» выглядит на общем фоне куда более амбициозным проектом — причем настолько, что сейчас, когда сериал закончился, трудно даже однозначно сказать, какую нишу он занял. Шоу Гиллигана и Гулда обладает уникальной жанровой харизмой, не имеющей эквивалентов.
Во-вторых, Сол Гудман оставался одним из последних антигероев современного телевидения. Дело в том, что новаторский для нулевых прием получил закономерное развитие — теперь сценаристы активнее пишут либо неоднозначных, «серых» персонажей (например, весь состав «Наследников»), либо положительных и чересчур искренних («Тед Лассо»). Создатели «Лучше звоните Солу» умудрились продемонстрировать размытую трансформацию героя, которая превосходит даже последовательную эволюцию Уолтера Уайта. Обиженный на жизнь учитель химии превращается в того, кем всегда хотел быть, то есть в успешного и признанного Хайзенберга. С Джимми/Солом/Джином все несколько сложнее. Финал сериала ставит перед зрителем вопрос: а всегда ли герой был «таким» — алчным, лицемерным и честолюбивым? Становится ясно, что нет. Сол стал копинг-механизмом для Джимми, после того как старший брат разочаровался в нем, а жена ушла. В конце концов герой смог сбросить все маски и вновь стать собой — не идеальным, но искренним и человечным Джимми.
«Лучше звоните Солу» останется в истории не только как исключительный и образцовый приквел, который заметно обогатил наследие оригинала, но и как грандиозная история об ошибках прошлого, продиктовавших будущее, и долгожданном искуплении, которое неожиданным образом помогает принять правду о самом себе.