
Почему не получился самый высокобюджетный фильм Netflix?
На дворе альтернативные 90-е. Предсказанная разного рода политиками новая американская гражданская война разгорелась не между сторонниками противоборствующих партий, а между людьми и роботами. Созданные, чтобы служить и помогать, машины вдруг (ну опять!) обрели собственное сознание и ополчились на хозяев. Кожаные мешки быстро начали сдавать позиции, но на помощь, как ни странно, пришли технологии: разработанная техномагнатом Итаном Скейтом (Стэнли Туччи) система нейрокастеров — шлемов виртуальной реальности, позволяющих удаленно управлять человекоподобными дронами, — уравняла шансы. Человечество победило, был подписан унизительный для машин мирный договор, а оставшихся виновников изгнали за гигантскую бетонную стену в импровизированную резервацию в пустынях Аризоны.
Нейрокастеры Скейта после войны обрели новую жизнь — миллионы людей по всему миру погрузились в цифровую негу, оставив за пределами шлемов серость повседневности. Осиротевшая после автомобильной аварии девочка-подросток Мишель (Милли Бобби Браун) живет традиционной для малолетних бунтарей жизнью: носит черное, отказывается надевать шлем в школе («У меня заболевание, я только в реальности могу жить») и дерзит взрослым. Сложный характер героини — не следствие переходного возраста, вместе с родителями она потеряла и любимого брата Кристофера (Вуди Норман), юного гения и фаната мультфильма о желтоголовом роботе Космо. Именно такой бот появляется однажды ночью в доме приемного отца Мишель (все еще не растерявший харизму Джейсон Александер) и убеждает девочку, что Кристофер жив и, чтобы найти его, придется отправиться в самое сердце Зоны Икс — места обитания роботов-изгнанников.
Симон Сталенхаг — шведский художник, известный во всем мире по гипнотическим работам в стиле ретрофутуризма — издал графический роман «Электрический штат» в 2018 году. Мрачная история об одиночестве и опасностях общества потребления и цифрового будущего подавалась через смесь пугающих изображений и умеренного количества текста. Стиль повествования не уникальный, но благодаря видению Сталенхага и нестандартному сеттингу «Электрический штат» стал настоящим хитом, а права на экранизацию ушли с молотка в цепкие руки братьев Руссо еще за год до выхода книги. Сценарий усадили писать ответственных за почти всю последнюю супергероику Marvel Кристофера Маркуса и Стивена МакФили.
Поклонники Сталенхага забеспокоились уже после первого трейлера экранизации. Вместо мрачного путешествия по умирающей Америке, наполненной зомбированными виртуальной реальностью жителями и обломками роботов, проигравших битву за право на жизнь, Руссо сняли очередной пресный балаганный блокбастер. В интервью, приуроченном к выходу фильма, Джо прямо говорит, что главной целью было сделать мультфильм Pixar с живыми актерами, и он считает, что с задачей создатели «Электрического штата» справились прекрасно. Что в каком-то смысле верно, но только если бы Pixar делала посредственные, лишенные логики и души картины.
Наследие Сталенхага под железным сапогом главных транжир Голливуда (одно только производство «Электрического штата» обошлось Netflix в 320 млн долларов) треснуло и рассыпалось на сотни мелких осколков, поблескивающих то тут, то там. Сохранились роботы, отсылающие к маскотам и мультфильмам разных годов, от 50-х до 90-х, апокалиптические пейзажи с башнями связи на фоне американской глубинки и предметный ретрофутуристичный мир. А на место истории о том, что человечество неизменный и главный враг самому себе, пришла шаблонная сказка о злых корпорациях.
Персонажи «Электрического штата» — сплошь роботы, и речь не о настоящих машинах, они-то как раз качественно выделяются на фоне людей. Ни Мишель, ни контрабандист Китс (Крис Пратт) с вайбом сельского Джона Бон Джови не заставят зрителей сопереживать: даже в, казалось бы, критические для героев моменты «подключения» не происходит — в них попросту нет жизни. Пратт вновь отыгрывает Звездного лорда, только фирменную куртку променял на, очевидно, идущую в комплекте с профессией контрабандиста жилетку, а Милли Бобби Браун разрешили работать в диапазоне от комичной злости до неубедительной грусти. Выделить можно только Джанкарло Эспозито, сыгравшего ветерана войны полковника Бредбери — антагониста пусть и тоже не слишком фактурного, но хотя бы переживающего по ходу сюжета реальную трансформацию.
Роботы, напротив, разнообразны, забавны и в целом ощущаются куда человечнее, в первую очередь, конечно, благодаря работе художников и аниматоров, наделивших каждого из ботов запоминающейся внешностью и повадками. Но на ярком визуальном стиле, впрочем, авторы решили остановиться — характеры персонажей-машин остались на том же уровне проработки, что и у людей. Братья Руссо не стесняясь указывают на то, что «Электрический штат» — разминка для CGI-цеха перед двумя грядущими фильмами о Мстителях. Специалисты по визуальным эффектам обкатали новые технологии и действительно проделали большую работу: цифровых героев хочется разглядывать, а их взаимодействия с реальными актерами не вызывают ни эффекта зловещей долины, ни недоверия избалованных графикой зрителей. Однако для успешного и захватывающего фильма одних эффектов недостаточно. И чем быстрее Руссо это поймут, тем лучше.