Простоватые, но душевные и бодрые приключения современного Робин Гуда из Рыбинска.
Дворник детского дома в Рыбинске дядя Лёша (Тимофей Трибунцев) ведёт двойную жизнь: днём мило подметает территорию, а по ночам обворовывает местных богачей-коррупционеров. Вырученные за статуэтки, драгоценности и яйца Фаберже деньги идут на ремонт приюта. Однажды схрон дяди Лёши на чердаке детдома случайно обнаруживают трое воспитанников: Цыган (Хетаг Хинчагов), Пухляш (Григорий Дудник) и новенькая Маша (Елизавета Хомякова). Подростки уже мечтают, как потратить сокровища. Дворнику предстоит решить, что же делать дальше: либо брать троицу в долю, либо рисковать быть раскрытым.
Сценарий написали Дмитрий Невзоров, Никита Лундин и Антон Бабаев, прежде вместе работавшие над футуристической комедией «Кибердеревня». Режиссёром всех эпизодов выступил Невзоров, снимавший сериал «Отпуск» и ромком «Свободные отношения». Среди продюсеров «Дяди Лёши» внушительные имена: Игорь Мишин («Хрустальный», «Обоюдное согласие»), Александр Плотников («Пингвины моей мамы», «Почка») и Максим Филатов («Идентификация», «Колл-центр»). Премьера первого эпизода прошла на фестивале Original+. На смотре пилотов в конце февраля этого года Невзоров получил приз за лучшую режиссуру, композитор Игорь Сычёв — за оригинальную музыку.
На первый взгляд «Дядя Лёша» кажется ещё одним сериалом о необычном современном Робин Гуде — благородном преступнике, обворовывающем богатых и помогающем бедным. Разумеется, трудно к подобному герою тут же не проникнуться симпатией, тем более если медвежатника с лицом младенца играет харизматичный Тимофей Трибунцев. Да ведь и помогает сиротам! Говоря об отечественном кино и сюжете о Робин Гуде, трудно пройти мимо Юрия Деточкина в исполнении Иннокентия Смоктуновского из «Берегись автомобиля». Страховой агент и в то же время талантливый актёр-любитель помогал сразу нескольким детским домам. Дядя Лёша не разменивается и инкогнито спонсирует один приют. Деточкин рассекал по Москве на украденных машинах, дворник грабит богачей и смывается с места преступления на велосипеде. Дядя Лёша напрямую наследует герою комедии Эльдара Рязанова, а приключения Робин Гуда из Рыбинска развиваются под ностальгическую музыку, которая легко могла бы звучать в советском кино. Авторы не пытаются представить сюжет как новое слово в драматургии.
Поскольку история о воре с хорошими помыслами сделана в многосерийном формате, любопытных линий в проекте много. Следователь Павлов (Сергей Лавыгин) пока никак не может выйти на след преступника. Строгая директриса детдома (Анна Уколова) влюбляется в дворника. Жена дяди Лёши (Наталья Рачкова) замечает, что муж пропадает по ночам, и подозревает, что у супруга появилась другая. Возможно, даже ответит на ухаживания Павлова. Отдельный сюжет — судьба мешка с богатствами, попавшего в руки Цыгана, Пухляша и Маши. Также в первых эпизодах создатели не спешат рассказывать, почему Алексей Алексеевич (так на самом деле зовут дядю Лёшу), доцент кафедры механико-математического факультета, автор двух научных работ, знающий немецкий, французский и латынь, решился пойти в дворники, а затем преступить закон, пусть и ради благородной цели. Наверняка в прошлом Робин Гуда из Рыбинска был трагический эпизод, о котором зрители ещё узнают.
Отечественным комедийным сериалам часто не хватает вкуса. Тюрьма, например, регулярно предстаёт поразительно весёлым местом, что порой вызывает дрожь и ужас. Авторы «Дяди Лёши», несмотря на обилие гэгов и уморительных ситуаций, не забывают, что в жизни детдомовцев хватает грустных эпизодов. Пухляш старается проявить себя наилучшим образом на встрече с потенциальными родителями. Маша постоянно сбегает то из одного приюта, то из другого к бойфренду и нигде надолго не задерживается. Для воспитанников дворник становится почти что отцом, хоть и чудаковатым. Даже директриса детдома — женщина средних лет, не знающая любви. За комедийной оболочкой аудиторию ждут несчастные персонажи, которым хочется сопереживать.
«Дядя Лёша» не отличается оригинальностью и сложностью сюжета, однако душевной комедии с достойным юмором можно многое простить. Авторы даже по касательной затрагивают действительно важные проблемы. Не остаётся без внимания тотальная коррупция, крошечные зарплаты педагогов и обслуживающего персонала учебных и воспитательных заведений и общее плачевное состояние детдомов. Отечественная индустрия обожает криминальные сюжеты и регулярно романтизирует крутых парней с пушками. Пусть же в центре внимания почаще будут столь приятные бандиты, как дядя Лёша.