Очень чёрная комедия о безумном начальнике, превращающем жизнь сотрудников в ад.
Главу компании CompWare, разрабатывающей игры для мобильных телефонов, Санга (Брайан Юн) убивает мальчик, который пришёл на экскурсию. Фирме нанесён имиджевый и экономический ущерб. Временным начальником стал взявшийся из ниоткуда Регус Патофф (Кристоф Вальц). Управленец увольняет сотрудников, если ему не нравится запах работника, совершенно ничего не понимает в играх для мобильных телефонов и провоцирует внутри коллектива нездоровую конкуренцию. Ради освободившегося офиса приличного вида взрослые люди готовы загрызть друг друга. Сотрудники CompWare Элейн (Бриттани О’Грэйди) и Крейг (Нат Вулф) начинают тайное расследование, чтобы понять, кто же такой Регус Патофф.
В основу сериала лёг одноимённый роман Бентли Литтла, опубликованный в 2015 году и до сих пор не переведённый на русский язык. Сценарий адаптации написал Тони Басгэллоп («Дом с прислугой» и «Что останется после тебя?»). Проект идеально подходит для бинджвотчинга: всего 8 получасовых эпизодов с загадочным сюжетом, а тайну Регуса Патоффа хочется узнать как можно скорее.
Никто и до «Консультанта» не сомневался, что Кристоф Вальц умеет прекрасно играть злодеев. Два «Оскара» ему принесли роли в «Бесславных ублюдках» и «Джанго освобождённом». В новом проекте австрийский актёр предстаёт в демоническом образе, который словно был написан специально под него. Регус Патофф одет с иголочки, большую часть времени улыбается, но в любую секунду вроде бы благостное выражение лица готово перейти в холодный оскал, а говорит начальник либо пафосные речи, которые ни на кого не действуют, либо загадочные фразы, смысл которых подчиненные не понимают. Добавьте акцент, таинственное происхождение и беспрерывное нахождение в офисе — получите потенциального маньяка или уж по крайней мере человека, от которого можно ожидать чего угодно.
Ключевой и наиболее интересный вопрос сериала: кто этот новый начальник? То ли сущий дьявол, то ли робот, то ли эксцентричная личность. Договор с Патоффом бывший владелец фирмы Санг подписал за несколько дней до гибели. Вызывающее слишком много вопросов совпадение. Да и смерть руководителя абсурдна — без видимых причин школьник стреляет во взрослого, которого видит первый раз в жизни. В каждом эпизоде создатели подкидывают новые странные детали личности Патоффа. И если бы сериал длился дольше, загадки начали бы надоедать, потому что хоть сколько-нибудь логично развязать таинственный узел было бы невозможно. Современные сериалы часто грешат желанием соорудить сюжетную конструкцию, вызывающую интерес, но не давать ответов на многочисленные вопросы. А до творений Дэвида Линча подавляющему большинству телевизионных проектов далеко.
«Консультант» не говорит ничего принципиально нового о корпоративной культуре. Работа в офисе крупной компании — ад, вымывающий из человека всё живое. В какой-то момент сотрудник либо превращается в бездушную сволочь, беспрекословно выполняющую самые циничные приказы, либо сходит с ума, либо увольняется. Авторы проекта не рассказывают, почему коллектив CompWare мирится с любыми чудачествами Патоффа, ограничиваясь утверждением, что уйти никто не готов. Конструкция несколько искусственная, но добавляющая повествованию напряжения.
Кроме Патоффа аудитория знакомится с Крейгом и Элейн. Остальные персонажи остаются на дальнем плане и быстро забываются. И Крейг, и Элейн молоды, амбициозны и не наигрались в детективов. Появление начальника с приветом воспринимается как приключение, инстинкт самосохранения выключается, коллеги не чувствуют опасности, которая исходит от непредсказуемых действий Патоффа.
«Консультант» — захватывающее разовое зрелище, которое ловко удерживает зрительское внимание центральной загадкой. Это жанровый аттракцион, который не доходит до кровавого трэша «Эксперимента “Офис”» или «Офисного беспредела», но впечатляет отменными актёрскими работами. Вдумчивым сериал никак не назвать, но иногда стоит порадовать себя приятной безделушкой, которая отвлекает от любых тревог и сомнений.