Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на сериал «Номинация» — трагикомедию Надежды Михалковой о тонкостях киноиндустрии

Автобиографическая история о влиятельной киносемье, пытающейся снять великий фильм.

Добавить в закладки

Истомины — самая влиятельная семья в российской киноиндустрии. После смерти патриарха и классика советской режиссуры Алексея Истомина его жена и знаменитая актриса Агафья (Людмила Максакова) возглавила фонд его имени, который занимается продюсированием патриотического кино. Их дочери Вера (Надежда Михалкова) и Татьяна (Анна Михалкова) тоже пошли по стопам родителей и стали актрисами. Татьяна приняла правила игры — снимается в военных фильмах, телесериалах, рекламе. Но Вере лицемерие, коррупция и бесталанность уже осточертели. Внутренние отношения в семье Истоминых тоже утратили былую теплоту и искренность. Но судьба сводит мать и дочерей на съемках нового фильма по сценарию покойного Истомина.

Нетрудно провести параллели между Истомиными на экране и Михалковыми в жизни. Надежда, конечно, сняла мини-сериал «Номинация» о себе, своем ощущении причастности к главной киносемье страны. Параллели прекрасно угадываются, и состояние российской киноиндустрии подмечено верно. Но, в сущности, «Номинация» совсем не о том, как сегодня снимают фильмы, — это лишь фон или, если угодно, зеркало происходящего вокруг.

Анна Михалкова в роли Татьяны на кадре из сериала «Номинация»

Анна Михалкова в роли Татьяны на кадре из сериала «Номинация»

Сериал Михалковой — наследник давней традиции «кино о кино», начатой Феллини и его «Восемь с половиной». Но если в старом шедевре мучительный кинопроцесс был рефлексией большого автора о себе, своих комплексах и страхах, то «Номинация» рассказывает о другом.

В основе сериала лежит семейный конфликт между дочерями и властной матерью. Агафья Истомина цинична, привыкла к роскоши и оторвана от реальности, хотя уверена, что все про всех давно поняла. В Интернете идут обсуждения коррупционных схем, в которых погряз фонд имени ее мужа, но вдова продолжает самодовольно примерять украшения, дорожить коллекцией произведений искусства и раздавать финансирование на заведомо провальные проекты. Дочки Вера и Татьяна тотально разочарованы в жизни и карьере. Одна давно зарекомендовала себя как скандалистка, мечтающая «свалить» работать в Голливуд, где есть «настоящая индустрия». Другая же смиренно играет во всем подряд и столь же смиренно терпит нахального мужа-авторитета, который ей изменяет.

Людмила Максакова в роли Агафьи Александровны на кадре из сериала «Номинация»

Людмила Максакова в роли Агафьи Александровны на кадре из сериала «Номинация»

Над всеми ними висит тень отца — классика советского кино Алексея Истомина, на чьих фильмах выросло не одно поколение кинематографистов. Его масштабная фигура олицетворяет советскую культуру — шедевры, которые снимались тогда. И дочки, да и их мать в глубине души чувствуют этот груз — они-то ничего не смогли сделать, лишь живут с его фамилией и пользуются благами мира, который он построил. Михалковой очень хорошо удалось передать это чувство апатии в российской киносреде. Советское кино кончилось, но после него ничего как будто и не началось. Все блуждают в симулякрах прошлого, бесконечно стараются воспроизвести былое и в конце концов тонут в депрессии — или деньгах.

Это выражается и в довольно презрительном отношении к перестроечному кино дельцов и коммерсантов от кинематографа: с пиететом упоминается лишь имя Тонино Гуэрра (драматург, работавший с Тарковским и тем же Феллини), а индустрия воспринимается только как бизнес. Истоминым, да и не только им (вспомнить хотя бы трогательную сцену в Доме актера, где собираются забытые пожилые артисты и играют друг для друга Шекспира) хочется великих ролей, великого кино и искусства. Сценариев нет, идей нет, есть только сериал «Императрица», который смотрит вся страна и не просит ни о чем больше.

Анна Михалкова в роли Татьяны на кадре из сериала «Номинация»

Анна Михалкова в роли Татьяны на кадре из сериала «Номинация»

Характерно, что снимаемый «Исход» не доставляет никакого творческого удовлетворения и вряд ли в конце концов получится (на номинацию в Каннах, о которой все так грезят, уж точно надеяться не стоит). Все это затевалось только для одной сцены — встречи и разговора дочерей и матери. Хотя бы в образах и гриме они смогли поговорить. Но и это, получается, уже давно отрепетировал патриарх семьи, написавший сценарий, вот что самое печальное.

Если отложить в сторону авторскую рефлексию о кинематографе, «Номинация» все-таки чувствуется недописанной, заметно, что Михалкова говорит меньше, чем знает и чувствует. Каких-то по-настоящему смелых высказываний об индустрии здесь нет — кого удивишь коррупцией и кумовством? Впрочем, авторы и сами быстро сворачивают со злободневности к привычным рельсам семейной драмы.

Не слишком удались комедийные и сатирические сцены, некоторые просто расстраивают своей неуместностью: как, например, пробы чернокожей актрисы на роль русской крестьянки, все эти как бы едкие подколы в сторону западной «повесточки» или уж совсем слабая сцена с полицейской погоней и пончиками. Надежда Михалкова, к несчастью, часто фальшивит — «пьяную» ей сыграть совсем не удалось, разве что растерянность ей очень к лицу. Зато Анна Михалкова замечательно обыгрывает свой медийный образ. Постепенно она снимает эту маску известной актрисы и показывает обычную женщину в кризисе, у которой все валится из рук. Пожалуй, ее героиня здесь самая человечная и понятная.

«Номинация» интересна ощущением безнадежности и меланхолии, царящим в сегодняшней индустрии (и шире — в обществе), явно искренне пережитым создателями. Впрочем, «хеппи-энд» для сериала выбран удачный. Кончается он кадрами уже с его съемок. И здесь у всех на лицах улыбки, интерес, любопытство. Создается впечатление, что, может, все не так уж плохо в действительности, а в «Номинации» проблемы и язвы гиперболизированы. Но где она, эта грань между вымыслом и реальностью, Истомиными и Михалковыми, советским и российским кино, так и остается загадкой.

Текст: Кирилл Горячок
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?