Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на сериал «Позолоченный век» — костюмированную драму HBO от создателя «Аббатства Даунтон»

Джулиан Феллоуз возвращается с проектом своей мечты — масштабным сериалом о соперничестве американских аристократов конца XIX века.

Добавить в закладки

Нью-Йорк 1882 года. США вошли в период, который историки позже назовут «Позолоченным веком» — эпохой экономического роста и технологической революции, которая помогла в короткие сроки развить страну и моментально превратила самых предприимчивых бизнесменов в миллионеров. Большие деньги не только изменили облик городов, но и пошатнули сформированную социальную иерархию: в высшее общество аристократов начали пробиваться вчерашние бедняки с мечтой. К первым в сериале относятся сестры Аньес (Кристин Барански) и Ада (Синтия Никсон), которые приютили у себя осиротевшую племянницу Мариан (Луиза Джейкобсон), ко вторым — нувориши-соседи, железнодорожный барон Джордж (Морган Спектор) и его жена Берта (Кэрри Кун), планирующая не только стать своей в кругу знати, но и подмять его под себя.

Дене Бентон на кадре из сериала «Позолоченный век»

Дене Бентон на кадре из сериала «Позолоченный век»

«Позолоченный век» был проектом мечты Джулиана Феллоуза, обожающего одноименный исторический период. В 2012 году канал NBC дал зеленый свет его детищу, которое на тот момент было чем-то вроде приквела «Аббатства Даунтон», сфокусированного на предыстории Коры Кроули, дочери американского индустриалиста, отправленной в Великобританию ради замужества. За это время Феллоуз успел закончить ставшее феноменом «Аббатство» и вывести его на большие экраны (премьера второго фильма состоится весной этого года), а еще запустил в эфир несколько других исторических сериалов. «Позолоченный век» не лежал на полке все эти десять лет в первозданном виде, поэтому успел кардинально трансформироваться — от приквела «Аббатства» в самостоятельный сериал; от эфирной мыльной оперы для NBC в престижную костюмированную драму для HBO.

Морган Спектор на кадре из сериала «Позолоченный век»

Морган Спектор на кадре из сериала «Позолоченный век»

Наверное, кому-то это лирическое отступление с предысторией «Позолоченного века» покажется лишним, но оно тем не менее помогает сформировать правильное первое впечатление о нем: от судьбы не убежишь — это и правда опоздавший на 10 лет сериал, который в 2022 году смотрится как пережиток прошлого. Если рассматривать его как детище HBO, то «Позолоченный век» чересчур академичен и безопасен, он лишен сложных нарративных конструкций и интриги, а оттого скучен и прямолинеен, а главное — он оскорбительно прост: это безынтересно снятая и лишенная режиссерской фантазии драма о говорящих головах в роскошных интерьерах. Высокий уровень HBO здесь выдают разве что красивые костюмы, натурные съемки с аккуратно нарисованными фонами и голливудские звезды в актерском составе.

Намного обиднее за сериал становится, если от подгона под стандарты качества HBO перейти к сравнению с современными хитами телевидения и стриминга: «историческая драма о конфликте аристократов» на уровне описания звучит как смесь «Бриджертонов» и «Наследников». Даже если оставить последний сериал в стороне, чтобы у «Позолоченного века» был хоть какой-нибудь шанс, то от лобового столкновения с проектом Netflix никуда не деться. Можно сколько угодно критиковать его за попытку создать «Сплетницу» XIX века со слепым кастингом и сценами бала под каверы Билли Айлиш или Арианы Гранде, но это смотрелось динамично, на одном дыхании — сериал хотелось любить, ненавидеть и обсуждать. Успех «Бриджертонов» — это, конечно, не повод снимать костюмированные драмы исключительно ради постмодернистских пранков, но как минимум повод задуматься о том, как составить ему конкуренцию в рамках жанра. Увы, создатели «Позолоченного века» об этом не задумались.

Гарри Ричардсон на кадре из сериала «Позолоченный век»

Гарри Ричардсон на кадре из сериала «Позолоченный век»

Впрочем, отчасти это не так уж и важно, ведь у сериала уже есть целевая аудитория — многомиллионная армия фанатов «Аббатства Даунтон». Им драма должна понравиться, но с несколькими оговорками. Одной из причин успеха британского сериала стал межклассовый набор главных героев — зрители следили за тем, как живут, взаимодействуют, влюбляются и ссорятся поданные и их знатные хозяева. Это был скромный сериал о жизни маленьких, далеких от городской суеты людей, которые узнавали о главных новостях из газет, будь то крушение «Титаника» или Первая мировая война. «Позолоченный век» — это, напротив, масштабный сериал о целой эпохе и жизни культурного центра того времени, Нью-Йорка.

Такая амбициозность дает неоднозначный результат: создатели пытаются выстроить многослойную драму с дюжиной сюжетных арок о расовом вопросе, экономическом положении, индустриализации и возросшем количестве мигрантов, но вместо этого кажется, что больше экранного времени стоило уделить центральному идеологическому противостоянию. В основе сериала лежит прекрасно разыгранный, отлично написанный и попросту редкий для массовой культуры конфликт между старым поколением и новым, между традициями и новшеством, между благородными родами и оппортунистами. Другое дело — он попросту не стоит потраченного впустую времени на скучные второстепенные истории кухарок и кадры богато одетых людей в красивых интерьерах.

Смотрите сериал «Позолоченный век» с 25 января в Амедиатеке.

Текст: Алихан Исрапилов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?