На этой неделе фантазёру Базу Лурману исполнилось 59 лет. Австралиец пока не может похвастаться обширной фильмографией, насчитывающей десятки картин, но его ленты неизменно становятся культовыми историями любви. Ко дню рождения постановщика погрузились в его неповторимые миры и постарались ранжировать его фильмографию от худшего фильма к лучшему.
В «Австралии» Баз Лурманн попытался отойти от привычного жанра музыкальной фантазии и красочного кинобалета. Здесь режиссер вступает на территорию «Унесенных ветром» — истории любви на фоне грандиозной войны. Однако фильм так и не сложился и страшно страдает от собственной эпичности и громоздкости: есть здесь и романтика, и комедия, и приключение, и военная драма — и чего только нет. И посреди всего этого жанрового разнообразия персонажи несколько теряются из виду. Впрочем, дуэт Николь Кидман и Хью Джекмана получился. Актеры придают «Австралии» жизни и чувств и все-таки дарят время от времени ощущение классического голливудского эпика.
Классическую трагедию Уильяма Шекспира Лурман перенес в 1990-е и снизу доверху наполнил атмосферой и стилистикой времени. Гангстерские разборки, отсылающие то ли к Тарантино, то ли к Скорсезе, молодой ДиКаприо, чей романтический образ здесь стал иконическим, и сладкозвучная музыка, которая могла быть написана только в 1996 году. «Ромео + Джульетта» — культовый фильм своего времени, но сегодня, стоит признаться, многое в нем уже смотрится аляповато, наивно и чрезмерно. Впрочем, сцена первой встречи Ромео и Джульетты (Клэр Дэйнс) способна окатить целой волной ностальгии — так кино уже не снимают.
Авторский стиль База Лурмана вовсю проявился уже в его дебютном фильме «Танцы без правил». Сюжетно фильм строится на любимом конфликте режиссера — попытке выйти за рамки строгих правил, обрести свой собственный голос. Об этом мечтает молодой танцор Скотт. Родители заставляют сына идти в классический балет, хотя тот мечтает самовыразиться иначе. В «Танцах без правил» есть несколько шикарных танцевальных сцен и общее ощущение праздника, которое в будущих фильмах Лурман многократно приумножит. Пол Меркурио играет и танцует так замечательно, что некоторые шероховатости и весьма скромный бюджет картины почти не заметны.
Экранизация грандиозного романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» стала главным успехом в карьере База Лурмана — картина собрала немыслимую сумму в мировом прокате. Режиссер воссоздал на экране уютный и красочный мир «ревущих 1920-х», иллюстрировал жизнь и тревоги «потерянного поколения» с присущей ему любовью к шику и блеску. Кадр с героем ДиКаприо, дружественно протягивающим бокал шампанского, совсем не случайно стал мемом. Несмотря на то что атмосфера и глубинная суть первоисточника в фильме, в общем, не чувствуются, Лурману удалось создать свой киномир, в которой страшно хочется ворваться.
Париж 1899 года, любовь писателя-романтика (Юэн МакГрегор) и танцовщицы «Мулен Руж» (Николь Кидман), которой запрещено встречаться с клиентами, — трудно представить более подходящий материал для База Лурмана. Пожалуй, в этом ретро-мюзикле сложилось все, за что можно любить и ненавидеть режиссера. «Мулен Руж» окунает в атмосферу феерического, театрального праздника, где все избыточно, все на пределе, чувства льются через край. Декорации и дизайн фильма — весь этот бархат, огромные красные сердца, вычурные костюмы кабаре — получились поистине уникальными. Песни из мюзикла звучали из каждого утюга, а телеканал MTV и вовсе сошел с ума от «Мулен Руж» и выпустил сверхпопулярный клип на песню Lady Marmalade в исполнении Кристины Агилеры, Пинк, Лил Ким и Мии. Если будущим поколениям захочется что-то узнать про 2000-е, то, пожалуй, достаточно будет включить «Мулен Руж».