3 апреля могло бы исполниться 98 лет Марлону Брандо, главному голливудскому ловеласу и самому отчаянному романтическому герою своего времени. Брандо был одним из тех редких актеров, кто не просто играл, а фактически проживал свои роли, уходя в них без остатка. «Трамвай “Желание”», «В порту», «Последнее танго в Париже», «Крестный отец» и множество других фильмов с участием великого артиста навсегда останутся образцами эталонного мастерства в современном кинематографе.
В честь дня рождения Марлона Брандо поднимаем бокал красного сухого, а также вспоминаем его запоминающиеся роли — от просто хорошей до самой лучшей.
Один из самых известных фильмов Бернардо Бертолуччи рассказывает историю пылкой любви между стареющим мужчиной Полом и цветущей молодой женщиной Жанной: связь оборачивается катастрофическими последствиями. Уже на момент выхода картина «Последнее танго в Париже» вызвала широчайший резонанс в обществе, в первую очередь из-за очень откровенных сцен сексуальной близости между героями. В свете последнего интервью Марии Шнайдер, партнерши Брандо по съемочной площадке, «Последнее танго в Париже» и вовсе выглядит фильмом, который никогда не должен был выходить в свет. И все же, несмотря на все проблемы с картиной Бертолуччи, Брандо удалось довольно трогательно изобразить абсолютно растерянного, озлобленного и обиженного на весь мир человека. Пол в исполнении актера вышел таким же многослойным, как и любой другой персонаж в фильмографии артиста, а седьмая номинация на «Оскар» выглядит вполне заслуженной.
Марлон предстает в образе Джонни Стаблера: лидер мотоклуба Black Rebels приезжает в тихий провинциальный городок, к большому разочарованию жителей и местного шерифа. Джонни явно не в ладах с полицией, но на открытую конфронтацию ни с кем не идет, а протесты гражданских его не пугают. Однако все меняется, когда герой влюбляется в дочь шерифа и сталкивается с другой байкерской бандой. На протяжении карьеры Брандо совершенствовал способность играть антигероев — довольно противоречивых персонажей с сомнительной моралью. Марлону всегда удавалось наполнить их особой сердечностью, сделать более чуткими, теплыми и понятными зрителю. Джонни — идеальный тому пример: во время просмотра герой вызывает довольно двойственные чувства, но благодаря бесконечной харизме Брандо он все-таки заслуживает симпатии.
Картина Сидни Люмета «Из породы беглецов» вновь отправляет Марлона Брандо в сентиментальный мир Теннесси Уильямса. На этот раз актеру досталась роль Валентайна Ксавьера, красавца-бродяги, который приезжает в небольшой провинциальный город и тут же привлекает внимание множества женщин, проживающих в округе. В том числе и леди Торранс — женщина предлагает ему работу в магазине. По мере развития событий герои проникаются друг к другу трепетными чувствами, однако зарождающимся отношениям мешает ревнивый супруг Торранс Джейб. Образ Вэла, вероятно, больше других вторит личности самого Брандо, который на протяжении многих лет удерживал звание главного голливудского повесы. Как и Ксавьер, Брандо также был заложником личной внутренней трагедии, во многом сформировавшей его отношение к жизни и любви.
После Вито Корлеоне и Стэнли Ковальски Терри Малой остается одним из самых известных персонажей Марлона Брандо. «В порту» стал третьей совместной работой артиста с режиссером Элиа Казаном после «Трамвая “Желание”» и «Вива, Сапаты!». Брандо играет малограмотного рабочего дока, который невольно становится свидетелем жуткого убийства, а затем завязывает романтические отношения с сестрой погибшего. По ходу развития событий Терри храбро решает дать показания против преступников. «В порту» — определенно настоящий кладезь культовых моментов кинематографа, чего только стоит фраза «Я мог бы быть соперником. Я мог бы быть кем-то, а не бездельником, каковым я являюсь». Брандо, как всегда, очень тонко изображает человека, который ставит под сомнение свои собственные, казалось бы, нерушимые принципы.
Воссоединившись с Фрэнсисом Фордом Копполой после триумфального появления в «Крестном отце», Брандо вновь демонстрирует абсолютно выдающийся актерский перформанс в экзистенциальной военной эпопее «Апокалипсис сегодня». Действие картины крутится вокруг агента специальной разведки капитана Уилларда (Мартин Шин), который отправляется в джунгли, чтобы убить полковника Куртца (Марлон Брандо), создавшего нечто вроде собственного культа. Удивительно, но даже в рамках достаточно ограниченного хронометража Брандо удается эмоционально раскрыть персонажа, продемонстрировать внутреннюю тьму и тревогу, которые постепенно поработили полковника и фактически свели его с ума.
Экранизация культовой пьесы Теннесси Уильямса в свое время положила начало плодотворному сотрудничеству Марлона Брандо и режиссера Элией Казаном. В фильме актер играет Стэнли Ковальски, яркого представителя пролетариата, живущего в беднейшем квартале Нового Орлеана. Ковальски бесконечно гордится тем, что его молодая супруга Стелла отказалась ради брака от богатого наследства. Вероятно, именно по этой причине отношения Ковальски и Бланш Дюбуа, обеспеченной сестры Стеллы, сразу же не ладятся. Стоит отметить, что еще до выхода фильма Брандо неоднократно исполнял роль Ковальски на сцене Бродвея в постановке того же Казана. Главный герой «Трамвая ‘‘Желание’’», по сути, идеально вписывается в актерское амплуа, некогда выбранное Брандо, — на бумаге Стэнли выглядит крайне неприятным, невежественным подлецом, однако в кадре приобретает абсолютно магическую привлекательность.
Вероятно, самый известный персонаж актера — Дон Вито Корлеоне — также во многом обязан своей популярностью титанической харизме Марлона. В гангстерском шедевре Фрэнсиса Форда Копполы артист сыграл главу авторитетного преступного клана, который пытается сохранить власть в постоянно меняющемся мире. Брандо блестяще изображает Вито как человека умного и эмпатичного, способного искренне заботиться о тех, кто его уважает, равно как и быть совершенно безжалостным в стремлении уничтожить тех, кто оказался в списке врагов. По большому счету Брандо удалось создать единственного в своем роде мафиози, по-настоящему знакового персонажа в истории кино, который принес ему второй и последний «Оскар» в карьере.