Джек Николсон – выдающийся американский актёр, чья фильмография почти не знает огрехов и неудач. Артисту, которого мы хорошо знаем по ролям безумцев и бунтарей, сегодня исполняется 84 года.
Тим Бёртон как поклонник старомодной научной фантастики не мог удержаться от умилительного трибьюта жанру. «Марс атакует!» – безумная история о контакте и войне землян со злобными марсианами, которая интересна не только стремлением режиссёра отдать дань грошовой эстетике 50-х. Она очаровывает в первую очередь двойной ролью Джека Николсона.
Артист удачно вошёл в образ Джеймса Дейла – президента США, ищущего решение ситуации с инопланетной угрозой, и параллельно замаскировался под Арта Лэнда – богатого жителя Лас-Вегаса, который хочет открыть казино в разгар инопланетного вторжения. В этом комичном и издевательском пастише Николсон словно приоткрыл завесу своих субличностей – двух архетипов и моделей, к которым обращался в актёрской карьере, играя то уравновешенных и ответственных персон, то отвязных и сумасбродных маргиналов.
В творческом союзе с Мартином Скорсезе Николсон открылся с неожиданной стороны – он сыграл Фрэнка Костелло, криминального авторитета Бостона, в чью банду внедряют местного полицейского. Жестокий, не склонный к компромиссам – Николсон во многом развил излюбленный в своей фильмографии типаж и отметился ярким образом мафиози с маниакальными наклонностями.
Костелло будоражит всегда, когда попадает в объектив камеры. Безжалостность убийцы, злобная ухмылка Николсона в сочетании с незабываемым пронизывающим смехом, а также сцена в порнокинотеатре: образ бостонского уголовника вроде бы и веселит, но в то же время заставляет чувствовать себя крайне неуютно.
Зрелый период творчества открыл нового Николсона – трогательного и хрупкого артиста, рефлексирующего над проблемой старости и одиночества. В драме Александра Пэйна актёр сыграл 66-летнего пенсионера, который, несмотря на уютную жизнь и успешную карьеру, переживает кризис после смерти жены.
Хмурый взгляд и ощущение пустоты в своём собственном существовании – Николсон точно и без купюр передает чувства человека, утратившего стремление к новым целям в жизни. Сбитый с толку герой отправляется на свадьбу своей дочери – именно там Шмидту выпадает шанс обрести новую жизнь. Сентиментальный Николсон, сочетающий нравоучения с нигилистическими пассажами, в некотором роде подвел итог своей карьеры «Шмидтом». Добросовестно и ответственно выкладываясь на актёрском поприще, артист, равно как и его герой – страховой управляющий из Небраски, заслужил спокойной и счастливой пенсии.
Когда Николсон снимался в роуд-муви Хэла Эшби, актёр находился на заре творческой славы. В этой сентиментальной драме Николсон переоделся в военную форму, сыграв Билли Баддаски – моряка с тягой к сквернословию, который вместе с сослуживцем доставляет в военную тюрьму молодого матроса.
Грубый и скабрёзный моряк, за чьей показной черствостью скрыты чувства и стремление к справедливости, – в этом и есть центральное драматическое напряжение фильма. Баддаски поступается уставными правилами, чтобы подарить осуждённому приятные впечатления: они надираются в баре, спят в дешёвых гостиницах, а также помогают юноше распрощаться с девственностью, отведя того в публичный дом. Своенравный герой Николсона предстаёт в полном человеческом естестве: он может показаться отталкивающим, прожженным уставной закалкой воякой, но нельзя не увидеть в нём искреннюю и сочувствующую душу.
Мефистофелевская энергетика Николсона не оставила равнодушными и поклонников кинокомиксов. Тим Бёртон, автор боевика «Бэтмен» с бюджетом в 48 млн, пригласил артиста на роль демонического Джокера – опасного гангстера, который терроризирует Готэм ядовитым веществом. В полном соответствии с комиксным каноном (в первую очередь «Убийственной шуткой» Алана Мура) Николсон предстал в образе безумного клоуна-балагура.
Гримаса, незабываемые гэги и будоражащий голос – Джокер Николсона стал настоящей рок- звездой фильма, вступив в схватку с Тёмным Рыцарем в исполнении Майкла Китона. Во время производства «Бэтмена» роль артиста вызвала ажиотаж как среди прессы, так и среди поклонников детища Боба Кейна. Сегодня же о Джокере Николсона вспоминают с неподдельной теплотой – харизматичный и чудаковатый артист действительно совершил преступную акцию, украв фильм у Бэтмена.
Легендарный роуд-муви Денниса Хоппера, с которого и началась карьера Джека Николсона. Первая встреча с актёром выглядит многообещающей: блудные сыны Америки путешествуют на байках и попадают в местный полицейский участок – там они встречают эксцентричного адвоката, пребывающего в хмельном тумане. Растрёпанный и потешный, герой Николсона отправляется в дорогу с байкерами, философствуя у костра и попивая спиртное.
До «Беспечного ездока» о Николсоне едва ли кто-нибудь знал (хоть на тот момент актёр уже засветился на экране). Однако после фильма Хоппера о нём заговорили все. Николсон – будущая звезда Нового Голливуда, он идеально сочетал в себе чудаковатость с неподдельным трагизмом, пережитым по заветам Станиславского. Успех артиста был столь стремителен, что второплановая роль в балладе Хоппера подарила ему первую номинацию на «Оскар».
Лихой неонуар Романа Полански рассказывает о туманном деле, за которое взялся детектив Джейк Гиттес – он втягивается в мир коррумпированных клиентов, скандалов и заговоров ночного Лос-Анджелеса 30-х. Фактурный и одетый в белый костюм Джек Николсон оказался эталонным героем жанра – старомодность и лоск он сочетал с брутальностью, а классическую шляпу – с огромным пластырем на травмированном носу.
Хитрые махинации, сделки с недвижимостью, а также роман с роковой женщиной – герой Николсона проходит через тернии, пытаясь раскрыть заговор. Именно артист привнёс в фильм тот колорит и эксцентрику, которых недоставало сухой классике американского нуара, – причудливый Гиттес задал «Китайскому кварталу» неповторимый ретроманский стиль и энергетику. Начиная с Хамфри Богарта и Джона Хьюстона, нуар цвёл пышным цветом, однако творческий союз Николсона и Полански перепрыгнул всю жанровую традицию и создал фильм, к которому до сих пор почти невозможно подобрать аналогов.
Справедливо предположение, что в фильмографии Николсона нет плохих ролей. Роль Рэндла МакМёрфи – пациента психиатрической клиники – также принадлежит «золотому периоду» его актёрской карьеры. Симпатичный и весёлый бунтарь проходит через адскую круговерть дисциплинарных механизмов, при этом оставаясь человеком.
Жизнерадостный Николсон неповторим в образе вспыльчивого симулянта. Язвительный и сияющий своей незабываемой улыбкой, артист прочно вписывает МакМёрфи в список лучших персонажей 70-х. Он так и остаётся наиболее милым, близким и трагичным бунтарем-психом из всех, кто появлялся на арене мирового кинематографа. Роль мятежника в экранизации романа Кена Кизи принесла Николсону долгожданный «Оскар».
Боб Рейфелсон, продюсер и по совместительству друг Джека Николсона, в 1970 году поставил одну из самых пронзительных драм Нового Голливуда. Актёр слился с образом Роберта Дюпи – бродяги из высшего сословия, который бросил стабильную жизнь ради вахты на нефтяных месторождениях. Бунтарская фигура Дюпи, неустроенного и подающего надежды пианиста, сделала Николсона иконой 60-х с их противоречивыми романтическими натурами.
Его персонаж сродни лермонтовскому Печорину – Дюпи не способен задерживаться на одном месте, а также критично относиться и к окружающим людям, и к самому себе. Проводя время с бутылкой пива и катая шары для боулинга, герой Николсона бродит в поисках самого себя. Трагическое начало – обнажение экзистенциальной пустоты героя сочетается с незабываемыми выходками артиста, будь то драка или игра на пианино во время автомобильной пробки.
Роль Джека Торранса, сломленного смотрителя отеля «Оверлук», стала заглавной в карьере артиста и подарила ему статус сумасшедшего гения. Стэнли Кубрик в режиссёрском кресле, загадочная аура фильма, постепенное психологическое погружение в безумие – «Сияние» прочно вписало себя в историю хоррора. Это фильм, о котором вспоминают так же часто, как и о хичкоковском «Психо» или «Чужом» Скотта.
Но роль Джека Николсона – ещё более частый предмет разговоров. Дьявольский и убийственный взгляд актёра уже с первых минут задаёт тональность картины, подобной слетевшему с катушек моноспектаклю. Иронично, что Стивен Кинг, автор романа, настаивал на поисках другой кандидатуры. Спасибо Кубрику, что он воспротивился капризам писателя и подарил один из самых колоритных и бросающих в дрожь экранных образов. Невозможно представить, что Джека – алкоголика-маньяка, бегающего с топором за своей женой, – мог бы сыграть не Николсон, а кто-нибудь другой.