Тридцать лет назад Фрэнсис Форд Коппола заложил свое поместье, чтобы завершить работу над «Апокалипсисом сегодня». В прошлом году Вин Дизель заложил свой дом, чтобы завершить работу над «Риддиком». Почему актер и продюсер так привязан к проекту, который не может похвастаться пафосом и художественным значением «Апокалипсиса»? И почему вообще Риддик вернулся на экран после десятилетнего прозябания в мире компьютерных игр?
Если вы входите в число тех фанатов галактического уголовника Ричарда Риддика, для которых Дэвид Туи и Вин Дизель создали свою новую картину, то вы знаете, что Риддик появился на свет в триллере «Черная дыра» (2000), попытался стать фантастической суперзвездой в эпическом сиквеле «Хроники Риддика» (2004) и после его коммерческой неудачи переселился в мир видеоигр. Одна из них вышла в 2004 году, вторая – в 2009-м. Дизель обещает, что будет и третья игра, но точных сроков пока не называет.
Когда в 2004 году «Хроники Риддика» провалились, студия Universal закрыла проект. Она хотела новые «Звездные войны». «Звездные войны» не получились? Извините, подвиньтесь. У нас тут еще много голодных птенцов – все хотят 100 миллионов долларов и обещают огромные сборы.
Казалось бы, киноистория Риддика должна была на этом завершиться. Что могут сделать актер и режиссер, если студия объявила их сериал бесперспективным? Ведь у студии все права, и она вряд ли захочет с ними расстаться.
Однако Universal с ними рассталась. Когда студия попросила Дизеля вернуться в начавший загибаться без него цикл «Форсаж», она предложила актеру продюсерское кресло в новом «Форсаже» и права на «Риддика». От такого предложения Дизель не мог отказаться. Ведь в случае согласия он получал контроль над двумя циклами, которые сделали его звездой. Напомним, что «Черная дыра» была пятым полнометражным фильмом в карьере Дизеля, и в 2000 году зрители знали его лишь по второстепенной роли в «Спасти рядового Райана» и по озвучанию мультфильма «Стальной гигант».
Что случилось с «Форсажем» после возвращения Дизеля, мы все хорошо знаем. Четвертая картина заработала в прокате 360 миллионов долларов, пятая – 625 миллионов, а шестая – почти 800 миллионов. Думайте что хотите об этих фильмах, но невозможно отрицать, что Дизель оказался превосходным продюсером, который превратил нишевой хит в суперблокбастерный цикл, соревнующийся по сборам с комиксными эпопеями студии Marvel.
Со стороны может показаться, что после триумфа Дизеля в «Форсаже» его возвращение в образ Риддика было неизбежным. Однако это не так. Во-первых, после того как актер стал отцом (сейчас у него двое детей, мальчик и девочка), Риддик начал ему казаться слишком мрачным и антисоциальным героем – в отличие от семейственного Доминика Торетто из «Форсажей». Во-вторых, даже самый неудачный «Форсаж» собрал в прокате больше, чем «Хроники Риддика», и у Дизеля не было веских оснований считать, что выпущенный через десять лет после предшествующей картины третий «Риддик» превзойдет по сборам «Хроники». В-третьих, самостоятельное финансирование фантастической ленты без студийной поддержки (отдав права Дизелю, Universal умыла руки) – это кошмарная головная боль. И что же, годами умолять, выпрашивать, «впаривать», корпеть над сценарием, договариваться с актерами и съемочной группой – все ради картины, которая может не дотянуть до 100 миллионов долларов в мировом прокате? Да еще с нелюбимой ролью? Да еще в ситуации, когда основной проект гребет деньги лопатой и оставляет далеко позади «Тора» и «Первого мстителя»? Неужели нельзя было потратить время и силы продуктивнее?
К сожалению для Дизеля, нет. Он один из тех актеров, который не может просто вытащить сценарий из стопки бродящих по Голливуду текстов и сказать: «Я хочу сыграть здесь главную роль». Потому что в этом сценарии с вероятностью 99% нет главной положительной роли для 45-летнего лысого мужика неопределенной расовой принадлежности, который, будем откровенны, не намного красивее гориллы. Обычные главные роли пишутся в расчете на совсем других актеров. Так что Дизель по большому счету может работать лишь со сценариями, которые написаны для него, в расчете на его достоинства и недостатки. И продюсирование собственных лент для актера – не блажь и не проявление амбиций, а вопрос выживания. Чтобы регулярно сниматься, Дизель сам должен разрабатывать для себя проекты. И, похоже, сам их финансировать, если студии не хотят в них вкладываться.
Над какими проектами актер должен работать? Это уже вопрос амбиций. Дизель мог бы штамповать криминальные боевики и триллеры в духе «Форсажей». Но это ему, кажется, не очень интересно. Как потому, что это довольно банальный жанр, так и потому, что подобные постановки редко становятся хитами и почти не задерживаются у зрителей в памяти. Особенно в последние годы. Посмотрите, например, на фильмографию Дуэйна Джонсона, чьи фантастические и детские ленты зарабатывают куда больше, чем криминальные постановки. За вычетом опять же «Форсажа».
Чем Дизель еще мог бы заниматься? Комедия «Лысый нянька» удачно прошла в прокате, но мало кому понравилась. Вычеркиваем. Юридическая трагикомедия «Признайте меня виновным» понравилась многим из тех, кто ее видел, но в кино почти никто не пришел. Вычеркиваем. Вместе со всеми разговорными фильмами. Дизель – актер действия, и именно таким его хочет видеть публика.
Что остается? Прошлое и будущее. То есть историческое кино и фантастическое. В первом жанре Дизель уже давно работает над проектом о карфагенском полководце Ганнибале, но это какая-то завиральная идея. Тем более что Дизель хочет трилогию. Ну кто будет три фильма подряд смотреть на войну Рима с Карфагеном? И кто будет болеть за Карфаген? Вся европейская цивилизация построена на знаменитой фразе: «Карфаген должен быть разрушен». С тем же успехом актер мог бы попробовать снять «300 спартанцев», представив персидского царя героем, а греков – злодеями.
Вот и получается, что, кроме фантастики, у Дизеля особого выбора нет. И что «Риддик» – это осознанная необходимость. Да, это не потенциальный суперблокбастер. Да, найти на него 40 миллионов долларов оказалось очень трудно. И да, по ходу съемок Дизелю пришлось заложить свой дом. Но по крайней мере «Риддик» – это известный публике бренд, у которого есть ярые поклонники. И это цикл, в котором могут быть как дорогие, так и среднебюджетные ленты (вроде нового «Риддика»). В отличие от каких-нибудь «Звездных войн», которые могут быть только блокбастерами. А если с «Риддиком» Дизель намучился, то каких трудов стоило бы ему запустить в производство оригинальный фантастический фильм? Риторический вопрос.
Так что на Дизеля на слоне в ближайшее время рассчитывать не стоит. Разве что Universal слетит с катушек. А вот Дизель на космическом корабле или на далекой планете – всегда пожалуйста. Благо что «Риддик», кажется, окупит расходы на производство, и это позволит Дизелю и Туи придумать и снять еще пару картин о неистребимом фурианце. А любит Дизель своего героя или не любит – это не важно. Любовь любовью, а бизнес бизнесом. На то Дизель и серьезный семейный человек, чтобы не капризничать, а зарабатывать деньги. Даже если приходится играть социопатов.