Мы попросили 12 молодых кинокритиков рассказать про свои любимые фильмы детства, запустив среди Телеграм-каналов о кино флешмоб #ностальгирующиекритики. Получилось очень душевно и откровенно, как мы и любим. Присоединяйтесь к дискуссии, рассказывайте про свои любимые фильмы детства в комментариях к этой статье, а также подписывайтесь на каналы наших критиков, для удобства все ссылки указаны в статье.
Настасья Горбачевская, 28 лет, (RussoRosso, film.ru )
Телеграм-канал Киноводство
В нашей семье есть легенда, что полюбила я это кино еще до рождения. Лихие девяностые начались, и все счастливые обладатели видаков усердно переписывали друг у друга VHS, так моя мама, будучи беременной мной, посмотрела «Дрожь земли».
Это квинтэссенция разнузданного и неудержимого жанрового фильма: страшно, бойко и смешно! Франшиза стала культовой и, как всё культовое, вышла из-под контроля: несметное количество продолжений и сериал. Отдельная обида, что в прошлом году затеяли ребут, еще с Бейконом, вернувшимся на главную, но что-то пошло не так и пилот завернули (дайте мне его хоть посмотреть!).
Если вкратце, я обожаю в этом фильме абсолютно все: молодой Бейкон Вэл — первая экранная любовь, боевая студентка Ронда — модель для поведения (у меня внешне примерно соответствующий типаж), Эрл — лучший герой второго плана с коронной фразой «простите мой французский». А главное, огромные, мать их, черви под землей: грабоиды! Как же, черт возьми, этот фильм крут и сегодня: у него есть свой мир, своя вселенная с полифонией саундтрека, кантри, слэшер, саспенс, придурковатое существование актеров, камера от первого лица чудовищ, монтажные склейки как реплики — попкульт какой он есть! А главное — чистое жанровое удовольствие. Короче говоря, еще в утробе матери я не могла прожить без хорроров.
Пересматривая фильм бессчетное количество раз, я начала задавать провокационные вопросы в младшем школьном возрасте: мама, а есть такая школа, где задают смотреть кино? Не помню, что она ответила, но много лет спустя я закончила ВГИК, где на дом задавали очень много фильмов.
Егор Беликов, 24 года (Искусство кино, Esquire, РИА Новости, Forbes Life)
Телеграм-канал Нувельваг
В рамках моей авторской программы «Мой совсем не серебряный шар, или Ссать против ветра» вспомню не тот фильм, который я любил в детстве и который характеризовал бы меня как публичного интеллектуала, что с младых ногтей понимал в искусстве, а собственную странную обсессию советским кинематографом. Я обожал пересматривать по кругу несколько картин, выбранных по сложно описуемому душевному созвучию: это были «Иван Васильевич меняет профессию» (могу разыграть этот фильм в одно лицо с точностью до реплики от начала до конца), «Спортлото-82», но самое серьезное дело — «Гараж» Эльдара Рязанова.
Меня завораживала в этой картине точность воссоздания микромодели социума, тем более такого особенного, как советский (ну, это я сейчас могу так сформулировать, раньше-то не мог, конечно). Меня тогда еще трогали игровые реалити-шоу с голосованиями типа «Последнего героя», я постоянно их разыгрывал при помощи карандашей из IKEA, к которым были примотаны бумажки с именами. Они делились на племена, проходили испытания и выбирали на вечернем вече, кто самое слабое звено. По факту фильм «Гараж» и состоит из такого плебисцита, в котором члены гаражного кооператива решают, кого из него исключить. И в процессе этих закрытых прений обнаруживаются подлинные драмы эпических масштабов. Пусть Рязанов задумывал это кино как комедию, у него каждый раз получалось что- то по-настоящему трагическое, в этом я абсолютно уверен. И в детстве я пересматривал его снова и снова, пока не расцарапал диск, пытаясь разгадать тайну этого фильма — почему он меня так завораживал? До сих пор не совсем понял. У кого-нибудь такое было? Надеюсь, нет, и все остальные мои читатели нормальные.
Владислав Шуравин, 20 лет ( film.ru , Cinemaholics, Russo Rosso, КиноРепортер)
Телеграм-канал Оревуар, Шошанна!
Начну, наверное, с предыстории, которой я как-то делился в одном из выпусков подкаста CinemaCritique. Один мой знакомый — скажем, Олег, но можете подставить любое другое имя — его не выпустил и вряд ли выпустит, поэтому продублирую сюда.
С дедом в детстве была одна хорошая для него и не очень хорошая для меня традиция: несколько раз в неделю я заваливался к нему в комнату смотреть фильмы по телику. Главная проблема этих киноманских сходок была в том, что почему-то дед знал только два канала: РЕН ТВ и ТВ-3. Последний — вообще его фетиш. И когда он в 90% случаев врубал очередной дешёвый direct-to-vidеo хоррор и через 10 минут засыпал, почти весь фильм мне приходилось досматривать одному. Уходить — не вариант: вдруг по пути к кровати меня убьет чупакабра? А вот если в финале монстра победят, значит, мне ничего не угрожает. Собственно, это я к чему: ненавижу опус под названием «Рой». Кто вообще подумал, что кино про насекомых-убийц – это достойная идея? Кому пришло в голову крутить его по ТВ и тем самым травмировать ребёнка, которого просто прикалывало смотреть что-то с дедом? Агитирую найти этот фильм и наставить ему единиц на КП.
А теперь о хорошем. О любимом. О фильме, который я смотрел раз 15 (тоже в рамках дедовского челленджа и из-за любви СТС крутить одно и то же каждый месяц). Я о «Новых Робинзонах», которые на самом деле носят довольно смешное название The New Swiss Family Robinson. Там и Дэвид Кэрредин в типичной для себя роли плохого парня (это раскрывается в великом твисте в конце), и говорящие мартышки, которые лупят пиратов, и весь этот приключенческий инфантилизм дешёвых лент 90-х. Великий сборник из всей классики о выживании на острове, но ещё и дико глупый. Скорее всего, если полезу на свой страх и риск пересматривать, жутко разочаруюсь. Зато одно воспоминание до сих пор в голове. Допустим, на 16-й раз (может быть, их и больше) показа этого фильма на СТС у нас отключили свет. Из-за испорченного «сеанса» я так, кажется, никогда не переживал: нервно бродил по комнате туда-сюда, окончательно выбесил деда вопросами о том, а будет ли всё- таки K I N O, а когда стало понятно, что чуда можно не ждать, я лёг в кровать и в голове начал воспроизводить куски этого, как мне тогда казалось, шедевра. Вдвойне обидно, что после описанного случая «Новых Робинзонов» я по уже давно забытой причине не включал никогда.
Кира Голубева, 27 лет (Cinemaholics)
Телеграм-канал The Sisters posters
В детстве я как-то больше угорала по чтению и была настоящим книжным червём. Мама всегда говорила, что у меня от книжек скоро поедет крыша, и выгоняла либо на улицу, либо к телевизору (то есть вот настолько всё было запущено). Жаль, что тогда я ещё не знала, что крыша потихоньку у меня начнет ехать именно от кино, а то бы я маму, конечно, успокоила.
Я не помню год, но точно помню день недели — была среда, и первым уроком в школе была геометрия. В то время не было на свете дисциплины и вообще чего- либо более ненавистного для меня, чем геометрия, да ещё и первым уроком. Вставать мне было лень, и я решила устроить себе выходной. Напридумывала, что скажу родителям, если они меня застукают, и, довольная, поползла к ним в комнату, забралась под огромное шуршащее одеяло и врубила телевизор. Беспорядочно клацая по каналам, я наткнулась на «Умницу Уилла Хантинга», и, мне кажется, в тот момент моя жизнь навсегда изменилась. Я потом не могла уснуть всю ночь, лежала и прокручивала в голове увиденное. Меня влюбила в себя его доброта и мягкость. Он помог мне в самоопределении себя как человека и как друга, но в то же время я почувствовала себя просто невероятно тупой и, вдохновившись высоченным уровнем IQ Мэтта Дэймона, решила гениально сделать домашку по геометрии, но распсиховалась уже от условия задачи. Так и осталась, короче говоря, тупой.
Меня прям убивало, что я не могу пересмотреть этот фильм в ту же самую секунду, поставить на паузу каждый полюбившийся момент, особенно где Уилл блаженно развалился на сиденье в вагоне метро (впоследствии я посмотрела этот отрывок раз пятьсот, не меньше). Помню, как ходила к папе на работу с CD-диском, скидывала на него фотографии молодых Деймона и Аффлека, изучала поисковые запросы по фильму. Вообще говорить о чём-то любимом тяжело, потому что очень часто это чувство необъяснимо, а уж тем более если это роддом из твоего детства – самого счастливого (в моем случае) периода в жизни.
Ефим Гугнин, 21 год ( film.ru , Cinemaholics, DTF)
Телеграм-канал Сингайя!
На самом деле, сев за этот текст, я понял, что у меня не было как такого любимого фильма в детстве — уж точно не в глубоком. Ближе годам к 12-13 начали появляться всякие «Кунг-фу Панды» и, не знаю, «Гарфилд 2» (да, он мне действительно очень нравился), но до этого как-то пусто. Поэтому я решил сжульничать и написать о фильме, который хоть и не был никогда моим любимым как таковым, но который я очень хорошо запомнил именно как детское впечатление. «Бешеные псы».
На самом деле таких фильмов было несколько — кроме «Псов» ещё была «Игра» Финчера и его же «Бойцовский клуб». Я их всех впервые посмотрел где-то в районе 5-7 лет, но дебют Тарантино, кажется (я не уверен, память, она штука такая, ненадёжная), был первым. Запомнил я их таким странным скопом, потому что смотрел все эти фильмы в похожей обстановке. Мне их показывали родители, или же я сам просил их показать, найдя пиратский диск в, знаете, такой квадратной сумке-книжке, где у нас хранилось, наверное, штук сто всяких фильмов + какие-то рандомные игры для PS2.
Причём, что забавно, ни «Бешеные псы», ни «Бойцовский клуб» мне не казались какими-то жёсткими, жестокими, чем-то «слишком» — помнится, я вообще киношное насилие воспринимал очень специфично, и по-настоящему вывести из себя меня мог только какой-нибудь дикий детский диссонанс, типа когда кукла Чаки берёт и чуваку голову отрубает (она ведь кукла, а куклы для детей, какого черта). А если взрослые мужики друг в дружке дырки делают и потом в лужах крови лежат чиллят — да все равно, в общем-то.
Но самое странное, что со временем я эти фильмы, понятно, постепенно забывал, но только не их концовки. Уже будучи относительно взрослым и не пересматривая ни один из этих трёх фильмов с пяти лет, я не помнил деталей сюжета и не смог бы прочитать ни строчки диалога, но я абсолютно точно мог визуально воспроизвести сцену, где Нортон в «Бойцовском клубе» тащит сам себя за волосы и кидает со ступенек, или момент, где мистер Серый лежит рядышком с Оранжевым, а к ним заходят копы. «Игру» так я вообще с тех пор не смотрел, но финал вижу во всех деталях — как Шон Пенн (хотя мне, конечно, в пять лет было плевать, что это Шон Пенн) к нему заходит радостный, а он в него стреляет, как Дуглас потом падает с крыши, вот это всё. Самое обидное, что именно из-за особенности памяти я долго эти фильмы не хотел пересматривать («Игру» опять же так и не пересмотрел) — я их, по сути, сам себе заспойлерил детским просмотром.
Зато «Гарфилда 2» отлично помню целиком.
Мария Ремига, 27 лет (Cimemaholics, блог Амедиатеки)
Телеграм-канал Pigs don't know how to hate
Пришлось напрячь стремительно слабеющую память и вспомнить, что мне там из кино нравилось в детстве. Тут, конечно, хотелось бы дальше писать про фильм «Няньки», но поскольку он в моей голове сейчас наверняка интереснее, чем есть на самом деле, напишу про что-нибудь, что выдержало проверку временем.
В общем, в цыплячестве за мной присматривала старшая сестра, в детский сад я не ходила, и мне можно было много смотреть телевизор, в том числе и допоздна. Видимо, в этом «допоздна» я увидела «Умереть во имя», который не только фильм детства, но еще и долгое время проходил по ведомству «блин, помогите найти кино, которое смотрела маленькой». Поскольку лет в десять (предположим, что мне было десять, ну где-то так точно) тебе все равно на всяких Ван Сентов и вообще ты титры не запоминаешь, следующие года два (Интернета у меня не было, если что) меня периодически беспокоила мысль, что же это за фильм был, где «тетеньку в лед закатали». Вообще, картина, конечно, оставила неизгладимое впечатление, а также сформировала второй идеал женской красоты (первым, разумеется, была Дана Скалли) — долгое время Николь Кидман считалась самой прекрасной на свете. Вопреки посылу фильма, к слову, потому что играет она там чудовище. Вообще удивительно, что такое, в общем-то, невеселое кино тогда воспринималось чуть ли не как комедия. Виню во всем розовый костюмчик Николь.
К слову, позже мне очень понравился «Мой личный штат Айдахо», правда, долгое время я помнила из него ровно одну сцену — с обложками, конечно. Так что спасибо Ван Сенту за счастливое детство.
Дима Барченков, 21 год, (GQ , Forbes, КиноПоиск).
Телеграм-канал Тайный Санта Луи Гарреля
Расскажу секретик: моя великая любовь к хоррорам началась не с тонн прочитанного (Эдгар Алан По или Стивен Кинг) или просмотренного (Хичкок, Мурнау, Вине) умного, и даже не с любимого и уже родного «It follows», а гораздо раньше — с детективно-устрашающего мультмира «Скуби Ду», сериала «Мурашки» (по Р.Л. Стайну) и, о да, франшизы про маньяка с ножом — «Крик». У меня, между прочим, даже балахон с той самой белой кричащей рожей был. В школу на Хэллоуин новогодний утренник в ней ходил.
У меня, между прочим, даже балахон с той самой белой кричащей рожей был. В школу на ̶Х̶э̶л̶л̶о̶у̶и̶н̶ новогодний утренник ней ходил.
А вообще «Крик» Уэса Крэйвена — это ведь тот самый папочка-слэшер, который заставил миллионы желать услышать таинственный голос по телефону, чтобы потом до дрожи испугаться вопроса: «Какой твой любимый ужастик?». Франшиза, в финале подарившая нам «королеву крика» 2010-х (ну не меньше!) Эмму Робертс. Да и чувство сопричастности к американской культуре тоже оттуда.
Анастасия Нарушевич, 24 года, журналистка.
Телеграм-канал Одним кадром
Так вышло, что кассета со второй частью «Ангелов Чарли» была засмотрена мной практически до дыр. 2003 год, мне восемь лет, и я тоже мечтаю стать суперагентом. стоит сразу оговориться, что в конце 90-х — начале нулевых блокбастеров, где главным действующим лицом была бы женщина, практически не существовало. Вспоминается разве что «Никита» Бессона, а тут их сразу три!
Тогда для маленькой меня это был целый манифест о том, что женщина может делать всё сама, и даже очень успешно. Мужские персонажи в данном случае отходят на второй план, не случайно даже главной злодейкой в этой части становится Деми Мур со своими золотыми пистолетами. Конечно, сейчас, пересматривая фильм, я понимаю, что о реалистичности говорить не приходится, но это скорее специфика жанра. Героини делают трюки на мотоциклах, стреляют в полёте и постоянно падают с огромной высоты, избегая серьёзных травм.
К тому же для меня было важно, что Дилан, Натали и Алекс сделали полноценными героинями со своим бэкграундом. На протяжении двух фильмов у каждой из них складывалась определённая сюжетная линия, за которой было интересно следить. Хотя ближе всех мне, конечно, была героиня Дрю Бэрримор, постоянно влюбляющаяся в плохих парней. Кажется, я восприняла это как призыв к действию. Так или иначе, этот фильм мне по-своему дорог, и поэтому я пересматриваю его почти каждый год.
Алексей Филиппов, 29 лет (Искусство кино, Кино-театр.ру)
Телеграм-канал Тинтина вечно заносит в склепы
Мультфильм «Атлантида: Затерянный мир» наложился на мое увлечение древними цивилизациями, плюс, конечно, приключения, плюс ни на что не похожий, как написала бы Майя Туровская, дизайн (годы спустя я узнал, что это происки любимого Майка Миньолы), своими углами распихивающий остальную сглаженную диснеевскую анимацию (при всей любви — извините).
С одной стороны, это история, которая начинается с катастрофы. Грандиозно. С другой — приключалка с ведущим негероем Майло, которого окружает самая странная и самая семейная банда на свете (шутка про «теловычитание» навсегда заразила меня любовью к каламбурам). Наконец, это эдвенчура, чья цель не злато и спасение мира, а знание, самоубийственное желание погрузиться в другую культуру, добраться до непознанного, постоять в свете мифического абсолюта. Лучший эскапизм из всех возможных: найти своих и успокоиться; погрузиться в нечто настолько, что оно оживет. (Сейчас подумал, что на фоне Первой мировой — «Атлантида» происходит в 1914-м — занятно рассматривать мультфильм как фантазию лингвиста и картографа, который устал следить за бойлером в музее; лейзи, но занятно.)
Катя Карслиди, 30 лет ( film.ru , Cimemaholics)
Телеграм-канал Карслиди, что посмотреть?
В раннем детстве, еще до того как я пошла в школу, мама запрещала мне смотреть «Мортал комбат», а вот мальчики, с которыми я играла во дворе, его обсуждали целыми днями. Играли в героев, Сабзеро, Горро, вот эти все, имитировали драки на площадке (до того как у нас появилась Sega, потом мы играли в приставку, конечно). Правда, Шэнг Сонгом никто из мальчиков не хотел быть, он же злодей, кто коллекционировал в итоге души проигравших, для меня до сих пор остается загадкой.
У нас дома лежала заветная кассета, которую мне не давали до тех пор, пока я не поставила маме ультиматум: «Ты не можешь мне запретить смотреть этот фильм, я ведь могу увидеть его в гостях, вот ты хочешь, чтобы я у тебя за спиной его смотрела? Я же все равно это сделаю!» Мама проиграла этот бой, с тех пор мне можно было смотреть «Мортал комбат», и я делала это каждый божий день в течение нескольких месяцев. Поэтому, когда соседи интересовались, почему я такая отбитая на голову, мы с мамой сваливали все на «Мортал комбат», мол, насмотрелась, теперь не знаем, что делать (на самом деле это генетическая детерминированность, но как бабулям такое объяснишь).
Ну и тем летом, когда мы с мальчиками играли в «Мортал комбат», я была Китаной! Хотя Соня, по идее, была моей первой феминистской иконой, но она блондинка, а я брюнетка, поэтому ради достоверности я никогда не выбирала ее персонаж в дворовых играх. В тот же год я сказала своей крестной, чтобы называла меня принцессой Китаной и что мне на самом деле 10 000 лет, на что она ответила: «Как ты так хорошо сохранилась? Наверное, удобрения для растений пила». С тех самых пор каждый раз, когда включаю этот (невероятно прогрессивный для своего времени, хочу отметить) фильм, вспоминаю эти сумасшедшие истории, и мой внутренний ребенок ликует от счастья.
Артем Ремизов, 29 лет
Телеграм-канал Ремизорро
У меня три любимых фильма детства, и все очень разные. Первый — «Кошмар на улице Вязов». До сих пор, когда смотрю, холодок по спине пробегает. Помню, так боялся Фредди, что, когда смотрел фильм, не решался держать ноги на весу, думал, что сейчас появится Крюгер и отрубит мне их. Зато отличная тренировка — не бояться ужастиков.
Второй: «Назад в будущее». Трилогия, которая всегда заставляет меня улыбаться. Будучи мелким, всегда поражался миру франшизы: все такое уместное, внимательное к истории каждой части. Ну и, конечно, летающий скейт, всегда хотел себе летающий скейт. Наверно, это и разбудило во мне желание встать на доску и начать профессионально катать. Пусть и недолго.
Третий: «Смерть ей к лицу». Не знаю, как так получалось, но всегда попадал на этот фильм по телику, когда за окном шел дождь с грозой. Помню, однажды гром ударил в тот момент, когда на экране Мерил Стрип заехали лопатой по морде. Именно тогда и обратил внимание на постоянную погоду во время просмотра. Вообще, именно с этим фильмом у меня связано одно из сильнейших ностальгических чувств, поэтому тут я просто благодарен фильму за эти эмоции.
Мария Бунеева, 27 лет
Телеграм-канал KINSKI
Самое ранее, чем реально дорожу, — взятое из видеопроката «Десятое королевство». Вообще оно считается 5-серийным мини-сериалом. В 7 лет меня так впечатлило увиденное, что на Новый год получила подарочное издание из 4 кассет. Родителям пришлось пропустить трансляцию ежегодного венского концерта на канале «Культура» и посменно всё 1 января отсматривать со мной эти волшебные 417 минут. Позже картинки на просмотры в лицее я тоже срисовывала оттуда. А в красавце из «Бегущего по лезвию» узнала Охотника Рутгера Хауэра всего лет 10 назад.
Прошлой осенью я его пересмотрела. Оказалось, про токсичные отношения, травмы, комплексы, психотерапию и острые предметы «Десятое королевство» красноречиво высказалось еще 20 лет назад. Но рейтинги были слабые, продолжение не сняли. Серик, похоже, не дотянул даже до статуса «так плохо, что уже культово». Ну и ладно. К слову, Германия в числе стран-производителей. А пара живописных деревень, водопадов и замков отсняты в Австрии.