Кто же самые опасные «наши» злодеи из фильмов и шоу последних десятилетий?
Главный злодей вторых «Маппетов» – плюшевая кукла-марионетка с физиономией безобидного Кермита. Однако русского вора, мошенника и «авторитета» Константина не стоит недооценивать. Все, кто хоть что-то знает о российских сибирских колониях, представляют себе, как трудно сбежать из этих весьма отдаленных мест. А Константин не просто сбегает из «гулага». Он добирается до Европы, немедленно придумывает дерзкий преступный замысел, подставляет Кермита, подменяет его, выполняет большую часть своего плана… Конечно, «Маппеты 2» – ироничная детская комедия, но в ее мире Константин – чуть ли не самый опасный и коварный злодей за все время существования «Маппетов». И, кстати, в конце фильма по его вине все Маппеты оказываются в Сибири. Вот уже негодяй так негодяй!
Наши северо-западные соседи наверняка обидятся на нас за то, что мы включили эстонскую злодейку в «русский» хит-парад. Но давайте говорить начистоту. В окружающих Эстонию странах люди знают, что эстонцы и русские – это «две большие разницы». А вот для финансировавших триллер Жауме Кольет-Серра американцев что Лина Кламмер, что Лена Сидорова – никакой разницы. Кроме того, хотя злодейка картины выглядит как маленькая девочка, ей на самом деле 33 года, и это значит, что она родилась еще во времена СССР. А вот мысль подселяться в семьи и убивать их, пользуясь тем, что ее никто ни в чем не подозревает, Лине явно пришла уже в независимой Эстонии. Интересно, была ли эта мысль хоть как-то связана с политикой или Кламмер просто психопатка?
В России этот подростковый спортивный фильм известнее, чем вышедший двумя годами ранее «Парень-каратист», который «Не отступать, не сдаваться» беззастенчиво скопировал. В Америке столь наглое клонирование в сочетании с откровенно абсурдным сюжетом (дух Брюса Ли учит американского парня карате!) заставило критиков и зрителей презирать картину. Для нас же важнее было, что финального противника главного героя играл будущий кумир российских подростков Жан-Клод ван Дамм и что его персонаж был русским. Да еще и Иваном. Конечно, в самом конце фильма он проигрывал. Но смотрелся он куда лучше, чем его противник Курт МакКини (бывший чемпион по карате штата Кентукки).
Мы помним и любим комедийный боевик Уолтера Хилла, потому что Арнольд Шварценеггер сыграл в нем самого крутого милиционера в истории кино – понятно, после советского майора Анискина. Но не стоит забывать и грузинского «авторитета» Виктора Роставили, за которым капитан Данко отправился в Чикаго. Сам факт того, что Виктор смог скрыться от такого «мента», как Данко, о многом говорит. И противником он оказывается роскошным, оставляющим за собой след из трупов и чувствующим себя в Америке как рыба в воде. Хотя, казалось бы, где советская Грузия, а где капиталистический Чикаго… Стоит отметить, что, хотя у игравшего Роставили актера Эда О’Росса ирландский псевдоним, он никакой не ирландец, а выходец из семьи чешских иммигрантов. Его настоящее имя – Эдвард Оросс.
В криминальных фильмах Гая Ричи нет ни злодеев, ни героев – все в той или иной степени преступные подонки, пытающиеся урвать кусок чужого пирога. Но так как повествование ведется с точки зрения персонажа Джерарда Батлера, то одним из формальных злодеев ленты оказывается русский олигарх с криминальными связями, который хочет закрепиться в коррумпированном мире лондонской недвижимости. При этом, вообще говоря, Омович в «Рок-н-рольщике» – «терпила», жертва посягательств британских преступников на его собственность. Но терпила он не простой, а очень опасный – богатый, довольно-таки умный и с жестокими наемниками. Был бы он хоть немного круче, его противников не спас бы никакой воровской фарт…
По иронии судьбы, основными противниками бывшего суперагента Джейсона Борна оказываются его «создатели» из ЦРУ, пытающиеся приструнить потерявшего память и морально переродившегося киллера. Однако во втором фильме цикла американцы на время отходят на второй план, и главным врагом Борна становится агент ФСБ Кирилл, работающий на одного из русских олигархов и пытающийся устранить Борна из-за давнишней операции, которую Джейсон не помнит. Кирилл убивает агентов ЦРУ в Берлине, находит Борна на Гоа, подставляет его, едва не убивает… А когда позднее Борн заявляется в Москву, начинается второй раунд их противостояния, и Кирилл вновь едва не одерживает верх. Весьма почетное поражение для агента, который пытается убить одного из лучших «спецов» в истории США.
Главный злодей «Великого уравнителя» пользуется американским именем, но на самом деле он российский уголовник. И не просто уголовник, а бандит с прошлым в «специальных» структурах. Авторитет-миллионер с характерной фамилией Пушкин посылает Тедди решать самые сложные проблемы, которые только встают перед его криминальной организацией. И Тедди выполняет эти задания с блеском и безжалостностью человека, с ног до головы покрытого красноречивыми татуировками. Пока не нарывается на Роберта МакКолла, не менее сурового американского отставника, которому надоело смотреть, как в его стране хозяйничают местные и иностранные организованные преступники.
За пять лет до того, как она стала одной из положительных героинь «Людей Икс», голландская модель и актриса Фамке Янссен изобразила грузинскую соблазнительницу-садистку в первом «бондовском» фильме с участием Пирса Броснана. Бывший офицер советских ВВС, Ксения после распада СССР записалась в международный криминальный синдикат и начала тешить свое тайное пристрастие – убийство людей посредством медленного удушения. Понятно, Джеймса Бонда она таким образом победить не смогла (он сам кого хочешь страстно задушит!). Но Ксения сделала все возможное и все кровавое, чтобы осуществить планы своего босса, потомка казаков, которые во время войны сражались на стороне нацистов. Очень полезная женщина!
За время существования Америки охрана президента не всегда была на высоте. Достаточно вспомнить фиаско в Далласе или почти фиаско, когда психопат-одиночка едва не убил президента Рейгана. Однако Секретная служба старается учиться на прошлых ошибках, и потому подобраться к президенту США нелегко. Особенно когда он не выступает на людях, а путешествует на своем уютном самолете. Тем большее впечатление производит преступление русско-казахского милитариста Коршунова, который проникает на «самолет номер один», берет его команду и пассажиров в заложники и пытается добиться освобождения казахского диктатора, ранее захваченного во время совместной российско-американской военной операции. Кроме того, Коршунова играет сам Гэри Олдман. Если бы президента играл не Харрисон Форд, Америке пришлось бы туго!
Шах и мат, Америка, на нашей стороне сам Кевин Костнер! Правда, почти до самого конца триллера Роджера Дональдсона персонаж Костнера кажется самым обычным американским военным чиновником, который пытается свалить совершенное им преступление на мифического «Юрия» – якобы шпиона КГБ, внедренного в Пентагон. Однако в конце фильма обнаруживается, что «Юрий» на самом деле существует и что это – Том. Которого на самом деле зовут Евгений. Правда, он уже так давно живет в Америке и говорит только по-английски, что стал забывать родной язык. Но это не мешает ему служить Родине и выполнять задания КГБ – пусть и с чувством гадливости от того, что он воюет тайно, а не с открытым забралом.
Русская героиня Анджелины Джоли в шпионском триллере «Солт» кажется нам более опасной, чем русский герой Лива Шрайбера. Однако по ходу действия Наташа, внедренная в ЦРУ под именем Эвелин Солт, переходит на сторону добра и отказывается выполнять порученную ей миссию по убийству российского президента, который слишком сблизился с Западом. Поэтому самым опасным злодеем картины оказывается Тед Уинтер, он же Николай Тарковский – еще один «внедренец» в ЦРУ, сохранивший верность своему начальству из бывшего КГБ. Тарковскому удается не только перехитрить американских агентов, но и почти начать мировую войну мусульман против американцев. Лишь в самый последний момент Солт останавливает запуск американских атомных ракет, нацеленных на Мекку и Медину. Кошмарный, но, бесспорно, эффектный план.
Злодеи в экшен-сериалах редко выдерживают больше сезона. Ирина Деревко из «Шпионки» – исключение из правил. Мать главной героини и бывший агент КГБ, она появилась в шоу в конце первого сезона и портила жизнь положительным персонажам вплоть до своей гибели в развязке пятого сезона. Временами, правда, она оказывалась на их стороне. Но в этом всегда была ее главная опасность – в ее непредсказуемости, в умении пробуждать к себе симпатию и в готовности предавать даже самых близких людей, начиная с ее дочери и бывшего мужа (чтобы поселиться в Америке, она по приказу Центра вышла замуж на сотрудника ЦРУ и родила ребенка). В самом конце шоу Ирина планировала уничтожить Вашингтон и Лондон, чтобы затем заработать на восстановлении мегаполисов. О таком может мечтать только совершенно бесчеловечный злодей.
Шведский ученый, который во время холодной войны перебрался в СССР и занялся разработкой стратегии атомного конфликта, Курт Хендрикс может похвастаться самой неправдоподобной биографией в истории «наших» злодеев. Интересно, почему сценаристы «Протокола» просто не сделали его русским? Чтобы не раздражать наших зрителей? Мол, шведам все равно, что их бывший согражданин пытается начать мировую войну? Или они сочли, что ни один русский злодей не решится в начале своей хитроумной и многоступенчатой операции взорвать Кремль? Как бы то ни было, Курт оказался не только опасным и безумным, но и весьма компетентным преступником. В финале он даже попытался покончить с жизнью, чтобы гарантировать успех своего плана. Но Тома Круза чужие смерти еще ни разу не останавливали!
Связанный со спецслужбами российский миллиардер Виктор Черевин так сильно ненавидит Америку, что разрабатывает грандиозную террористическую и финансовую атаку на США. Мало того, он использует своего сына в качестве «спящего агента», которому предстоит взорвать бомбу в центре Нью-Йорка, на Уолл-стрит. Когда «Джек Райан» вышел в начале прошлого года, у нас было немало претензий к фильму и к образу Черевина. Прежде всего, к тому, что злодей действует с согласия российских спецслужб, а не проводит операцию имени себя, и получается, что наши власти готовят жуткий теракт вроде атаки Бен Ладена 11 сентября 2001 года. Но все это не отменяет, а только подчеркивает то, что Виктор Черевин – очень опасный «сукин сын». Да еще и абсолютный фанатик.
Русский физик и инженер Иван Ванко не из тех, кто опасен для всей планеты. Зато он исключительно опасен для тех, кому он жаждет отомстить. В данном случае это Тони Старк, также известный как супергерой «Железный Человек». В свое время Говард Старк, отец Тони, организовал депортацию Антона Ванко, отца Ивана, в СССР, и тот был заперт в «гулаге» за предательство родины и сотрудничество с американцами. Когда в «Железном Человеке 2» Ванко-младший пытается поквитаться со Старком-младшим, он оказывается ничуть не менее талантливым изобретателем и мастером роботехники. Его план почти срабатывает – пока на помощь Ванко не приходит Наташа Романофф. Единственная слабость русского мужчины – русские женщины…
Индиана Джонс – не непобедимый супергерой, но все же лишь немногие могут похвастаться тем, что одержали над ним верх. Украинская любимица Сталина, эксперт по древнему и тайному знанию и талантливая фехтовальщица Ирина Спалко принадлежит к этому узкому кругу. Как Джонс ни пытался сбить Ирину и ее отряд со своего следа, она все же проследовала за археологом в дебри амазонских джунглей и добралась до зала, где инопланетяне с хрустальными черепами оставили свой подарок для человечества. Спалко этот «подарок» убил, но это уже детали. Главное, что злодейку победили могучие пришельцы, а не обычные люди вроде Индианы Джонса. И если бы оставленные инопланетянами знания не убивали тех, кто пытается их постичь, триумф Ирины был бы полным и бесповоротным.
Всякий раз, когда американцы пишут о популярности русских злодеев в западном кино, они иллюстрируют статью фотографией Дольфа Лундгрена в роли Ивана Драго. Ничего удивительного – боксер из «Рокки 4» был придуман как эталонное воплощение советского злодейства. Жестокая, молчаливая машина смерти с лоснящимися мускулами, пудовыми кулаками и короткими светлыми волосами, Драго как будто сошел с нацистской картинки «Так должен выглядеть настоящий ариец». Вполне понятная, предсказуемая параллель для страны, где уже давно можно услышать, что СССР и гитлеровская Германия вместе сражались с США и их союзниками. Как и Иван Ванко, Иван Драго не опасен для человечества, но на ринге с ним лучше не встречаться. Даже если вас зовут Рокки Бальбоа. Победить-то вы победите, но лечиться после этого будете очень долго.
Казалось бы, комиксный блокбастер о сверхъестественном супергерое (Хеллбой – демон, воспитанный людьми) прекрасно мог обойтись без русского злодея. Тем более что Хеллбой некогда оказался на земле благодаря нацистским мистикам. Но Гильермо дель Торо не устоял перед отрицательным обаянием одного из самых известных русских XX века, и основным злодеем картины стал Григорий Распутин. Уже не человек и даже не волшебник, а воскрешенный полузомби-полудемон, который планирует освободить из плена древних чудовищ и устроить что-то вроде апокалипсиса. Остановить такое существо может лишь уроженец потустороннего мира вроде Хеллбоя. Обычным людям, даже с суперспособностями, не стоит и пытаться. Распутин сделает всех!
Злодеи могут быть сколь угодно опасны, но они, как правило, обречены на поражение. Как любят повторять в сериале «Однажды в сказке», «хеппи-энды бывают только у героев». А вот если злодей – это главный герой сериала, то его противники, формально положительные персонажи, обречены из серии в серию терпеть поражения и добиваться лишь незначительных успехов. Именно поэтому мы ставим супругов Дженнингс – живущих в США тайных агентов КГБ, которые родились в СССР, но даже со своими детьми не говорят по-русски, – на почетное второе место нашего хит-парада. Они умны, исполнительны, готовы на преступления, преданы Родине… Но, что важнее всего, они – главные герои. И потому мы их врагам не завидуем. Пока сериал не подойдет к концу, агентам ФБР ничего не светит.
Вы думаете, что нужно быть разумным существом, чтобы стать голливудским «русским злодеем»? Как бы не так! В космическом триллере Альфонсо Куарона злодеями оказываются обломки взорванного советского спутника, по вине которых главной героине становится трудно вернуться из космоса на Землю. Могли ли американский шаттл повредить обломки американского же спутника? Конечно, могли. Но «русский спутник» – правдоподобнее. Потому что даже неразумные русские изобретения только и мечтают, как бы поубивать американцев. И остановить их невозможно. От увесистого обломка, летящего с приличной скоростью, в космосе защититься нельзя. Можно лишь попытаться выжить после его попадания. Поэтому это самый страшный и опасный русский враг. На взгляд Голливуда, разумеется.