Поклонники сериала «Пространство» могут выдохнуть с облегчением – после того как канал SyFy объявил о прекращении работы над производством шоу, его подобрали добрые люди из Amazon
Да-да, мы помним, что Доктору Кто уже больше пятидесяти, но даже самые преданные фанаты оригинального сериала вынуждены признавать, что после перезагрузки 2005 года мир получил совсем иного героя. Посвежевший и намного более энергичный «Доктор Кто» XXI века стал не только более эффектным и стремительным, в нем появились гораздо более серьезные нотки, чем те, которые звучали с экрана в 1960-е. Например, шоу одной из важнейших тем сделало проблему смертности, обновления и регенерации, которая сначала была связана с необходимостью менять актеров, а затем выросла в отдельный символ, свойственный только «Доктору Кто». Удивительно, но проект не проигрывает от постоянных перемен лиц, а лишь наращивает фан-базу – шоу не теряет свежести и избегает застоя в своих историях.
Тот, кто не видел ни одного эпизода анимационного сериала, расширяющего вселенную «Звездных войн», может посчитать шоу, идущее на канале Cartoon Network, детским развлечением, но достаточно лишь совсем чуть-чуть погрузиться в невеселый мир клонических войн, чтобы оценить непростые моральные дилеммы и сложный этический выбор, стоящий перед героями истории. Редкий мультфильм столь серьезно относится к жестокости войн и сопротивлению порабощению, да и в отношениях между Энакином и его ученицей Асокой не все просто. Анимационный сериал «Войны клонов» – это, конечно, не оригинальная трилогия, но присутствие Силы в нем определенно ощущается.
Продолжения классической дилогии Джеймса Кэмерона о посланном из будущего роботе, конечно, сильно подпортили карму франшизе с названием «Терминатор», но сериал «Хроники Сары Коннор» в ряду последователей стоит особняком – проект канала Fox, в отличие от своих полнометражных коллег, хотя бы попытался показать что-то оригинальное. Тогда как «Восстание машин», «Да придет спаситель» и «Генезис» топтались на одном и том же месте, повторяя фабулу оригинальной картины, сериал углубился в изучение последствий перемещений во времени. Герои сериала постоянно встречают гостей из будущего и обязательно спрашивают их, чем заканчивается противостояние машин и человека – Сара, Джон и Кэмерон (не Джеймс, а новый Терминатор-защитник) ощущают свою ответственность за грядущие события и вовлекают в это зрителей.
На первых порах многие зрители восприняли «Грань», фантастический проект Дж. Дж. Абрамса и Алекса Куртцмана, как не слишком элегантный клон «Секретных материалов»: те же мистические происшествия, те же расследования группой не особенно нормальных ученых и детективов, та же атмосфера глобального мирового заговора. Однако очень скоро «Грань» нашла свою нишу, в которой оказалась много оригинальнее потуг Малдера и Скалли – это тема параллельных вселенных и нашего взаимодействия друг с другом. Тема эта не новая, да и последователей у «Грани» было предостаточно, но столь сложный и одновременно увлекательный мир построить удавалось далеко не всем. Шоу переживало разные периоды, но «Грани» в итоге удалось удержаться на опасном краю, сохранив серьезность и правдоподобность демонстрируемых на экране событий.
Британский сериал «Отбросы» снят за сущие копейки и практически без спецэффектов, однако по своему качеству, популярности, а главное, по тому значению, которое шоу оказало на современную массовую культуру, проект вполне может соперничать с гораздо более пышными и дорогостоящими супергероическими телехитами. Сочетание юмора и драмы, великолепный подбор актеров, непредсказуемый сюжет и оригинальный (на момент выхода в эфир) подход к проблемам персонажей со сверхспособностями делают «Отбросов» по-настоящему культовой живой классикой. Интересно, что сериал, изначально обращенный к молодежной аудитории, оказался интересен гораздо более разнородному зрителю, а это значит, что качественная фантастика остается в цене вне зависимости от прожитых лет.
Британское «Черное зеркало» – не совсем обычный сериал, скорее это набор короткометражных фильмов, не объединенных ничем, кроме того что герои каждого из эпизодов так или иначе контактируют с гаджетами, цифровыми устройствами или технологическими достижениями. В то время как обычная фантастика пытается охватить глобальные проблемы, изучить какое-то фундаментальное проявление вселенной, «Черное зеркало» идет по «верхушкам», обращаясь к самым обычным человеческим чувствами, повседневным делам и заботам, которые, впрочем, могут оборачиваться настоящим кошмаром. Но самый ужас кроется в том, что практически любая ситуация, показанная в сериале, выглядит если не возможной сегодня, то вполне ожидаемой в самом ближайшем будущем – фантастика никогда еще не была столь пугающе неизбежной.
Канадское фантастическое шоу «Темное дитя» – это самый лучший пример того, какое большое значение на ТВ имеет проработанный сценарий, тщательно продуманная вселенная и четко прописанный план на грядущий рассказ. Канал ВВС America выделил Грэму Мэнсону и Джону Фоусету достаточно времени, чтобы они придумали сценарий не пилота, не пары серий, не сезона даже, а большого проекта, который мог бы расти вместе с героями и зрителями – и это сработало! На протяжении пяти сезонов авторы удивляли поклонников «Темного дитя» неожиданными открытиями и глубокими потрясениями, больше того, этическая сторона клонирования и управления человеком помимо его воли поднята в шоу на небывалую ранее высоту. На такую, которая даже «Секретным материалам» не поддавалась.
Отечественное телевидение, которое обычно старается избегать дорогостоящих проектов, требующих привлечения необычных локаций и изготовления специальных эффектов, как ни странно, фантастику очень даже уважает – навскидку можно вспомнить «Выжить после», «Обратную сторону Луны» или «Моими глазами». Но отдельного упоминания в одном ряду с американскими и европейскими грандами заслуживает, пожалуй, лишь «Чернобыль», проект, по-настоящему удививший и собравший огромную армию поклонников. Два сезона шоу получились очень разными, но в этом-то и кроется его прелесть – первый был больше похож на сборник страшных подростковых сказок о ходячих мертвецах, маньяках и секретных экспериментах, второй задал высочайшую планку в конструировании альтернативной реальности.
Любой проект тандема Вачовски, несмотря на их регулярные неудачи, по-прежнему вызывает живой зрительский интерес – и нужно отдать должное братьям-сестрам, они умеют удивлять. Их телепроект «Восьмое чувство» при всех недостатках оказался совершенно удивительным, не сравнимым ни с чем ранее показанным, зрелищем. Шоу тяжеловато заходит, это правда – слишком много персонажей нужно представить, слишком много времени уходит на расстановку фигур на этой игровой доске, – но когда первый сезон перешагивает экватор, сериал заводится и несется во весь опор. «Восьмое чувство» отличает удивительная и беспрецедентная демонстрация человеческого единства и разнообразия, в сериале плотно изучаются такие вопросы, как влияние на нашу жизнь расовых, гендерных, сексуальных и социальных различий – единство и борьба противоположностей в нем обретают какое-то новое измерение.
Самое странное из «Очень странных дел» заключается в том, что авторам сериала братьям Даффер удалось сделать современное зрелище, отправив героев и зрителей в прошлое, причем весьма ощутимое по нынешним меркам, ведь восьмидесятые для сегодняшнего зрителя – это дремучая архаика. Между тем, охватив сразу несколько городских легенд, конспирологических теорий и популярных классических сюжетов, авторы «Странных дел» соткали удивительный новый мир, в котором приятно находиться вне зависимости от того, представляет ли опасность тот жуткий параллельный мир, из которого в маленький городок являются монстры. В этом шоу зрителю комфортно – оказывается, фантастика не обязательно должна состоять из космических кораблей будущего и нападения гигантских роботов, увлекать может и поле гнилых тыкв, если у вас есть про них хорошая история.