При том, что кино на всех этапах своей истории было творчеством коллективным, режиссеры обычно если не противопоставлялись, то выносились за скобки съемочной группы – именно их индивидуальный взгляд формирует представление о готовой картине
При том, что кино на всех этапах своей истории было творчеством коллективным, режиссеры обычно если не противопоставлялись, то выносились за скобки съемочной группы – именно их индивидуальный взгляд формирует представление о готовой картине. Однако из правила «режиссер = одиночка» есть исключения, и многие из них заслуживают внимания. Режиссерские тандемы очень часто составляют братья, и нам, отлично знающим, что такое конкуренция между близкими родственниками, не прекращающаяся ни на минуту, очень интересно наблюдать за творчеством таких пар. Вот лишь некоторые родственные режиссерские связки, которые навечно вписали свои имена в историю кино.
Заглавной буквой в огромной красочной книге истории кинематографа стала сдвоенная «Л» – родоначальниками кино принято считать братьев Люмьер – младшего Луи Жана, изобретателя и экспериментатора, и Огюста, финансиста и инвестора. Изобретение техники, названной братьями «синематографом», не только изменило жизнь этих людей, но и коснулось каждого из нас, на рубеже XIX и XX веком вселенная преобразилась посредством движущихся по экрану картинок. Как изобретатели кино Люмьеры сами же выступали и его первыми производителями – их в полной мере можно называть первыми режиссерами, заложившими основы жанров, техники съемки и мастерства монтажа. Результаты совместной деятельности братьев Люмьер вскружат голову любому – Французской синематеке по итогам их работы было передано 1800 отснятых пленок!
Внимательные читатели наверняка захотят нас поправить, но мы сыграем на опережение – да, мы знаем, что Георгий и Сергей Васильевы – всего лишь однофамильцы, взявшие слово «братья» в качестве творческого псевдонима. Но не упомянуть их мы не можем, ведь, во-первых, их совместные работы – это наша история, которой мы гордимся, а во-вторых, знакомство их случилось очень рано, а потому их в полной мере можно считать если не родными, то троюродными братьями. Интересно, что сошлись Сергей и Георгий вовсе не на почве увлечения кино, но интерес к активно развивающемуся виду искусства сплотил их еще сильнее. Посвятив себя сначала монтажу, уже в 1928 году «братья» дебютировали с полнометражным режиссерским проектом. Пиком же работы их тандема стал «Чапаев» – один из популярнейших фильмов советского кино.
Документалистика – это отдельная киновселенная, где зачастую не действуют общепринятые в игровом кино законы. Братьев Альберта и Дэвида Мэйслес в большой степени можно называть основоположниками того стиля документального кино, которое сегодня привлекает зрителей не меньше крупных блокбастеров, вдвоем, с камерой наперевес, братья отправлялись на поиск удивительных историй и выжимали их по максимуму. Мэйслесы заложили основу концертных фильмов, сняв легендарное шоу группы Rolling Stones «Gimme Shelter», их руками создана одна из самых трогательных историй побега от высшего света – лента «Серые сады» о сестре президента Кеннеди. Если бы документалистов осыпали стольким же числом призов, какими одарено игровое кино, Мэйслесы наверняка были бы лидерами по количеству наград.
Андрей Кончаловский и Никита Михалков
Братьев Андрея Кончаловского и Никиту Михалкова соратниками назвать сложно, по крайней мере в кино. Их не связывают общие режиссерские работы, вот уж где индивидуализм и самовлюбленность совершенно точно не уступают ни пяди «родной земли». Зато Михалков дважды играл в картинах Кончаловского: сначала в мелодраме «Дворянское гнездо», а затем в мини-сериале «Сибириада», где сполна хлебнул братских отношений. Разрозненность двух постановщиков на съемочной площадке не мешает им выступать единым фронтом вне кино. В общественной жизни Михалков и Кончаловский очень активны, и хотя выступающими вместе их увидишь редко, единство их неоспоримо.
Проживающие в Великобритании близнецы Куай в Росси известны мало, а между тем нашим любителям истории стоило как минимум изучить их документальную фильмографию. Дело в том, что Стивен и Тимоти Куай, родившиеся в Америке, после поступления в лондонский Королевский художественный колледж увлеклись симфонической музыкой, в том числе произведениями Стравинского и Прокофьева. Диапазон работ Куай необыкновенно широк, они снимают и игровые, и документальные, и даже мультипликационные фильмы – так, Стравинский стал героем их документального исследования, а для постановки оперы Прокофьева братья даже готовили театральные декорации. Однако в первую очередь братья Куай известны как режиссеры сложного анимационного кино.
Бельгийцы Жан-Пьер и Люк Дарденн свои проекты контролируют на всех этапах: они и сценарии пишут, и постановкой занимаются, и продюсерские обязанности на себя берут. Однако, хотя в кинематографе они с конца 70-х, известность к ним пришла лишь в самом конце столетия, когда картина Дарденнов «Розетта» попала в программу Каннского кинофестиваля в 1999 году. И сразу «Золотая ветвь»! А дальше еще одна, а затем и Гран-при, а после они уже и сами в жюри. Сегодня братья Дарденн превратились в столпов европейского кино, каждый новый проект которых с нетерпением ждут критики, а фестивали в очередь выстраиваются за новыми картинами бельгийских социалистов.
Самые, пожалуй, известные в мировом кино братья-режиссеры – это Джоэл и Итан Коэн. На их счету четыре «Оскара», два приза BAFTA, «Золотая ветвь» Канн и еще свыше семи десятков наград – с таким послужным списком их место на вершине неоспоримо. Начав в детстве со съемок на любительскую кинокамеру, Коэны очень скоро плотно обосновались в Голливуде, выделяясь среди множества других постановщиков особенным чувством юмора, необыкновенным видением мира, впечатляющим талантом выбирать актеров и феноменальной работоспособностью. «Фарго», «Большой Лебовски», «Старикам тут не место», «Железная хватка» – десятки картин братьев Коэн входят в мировую сокровищницу кино, а на очереди выход в прокат новой ленты «Да здравствует Цезарь!»
Эпидемия цинизма, охватившая американские комедии середины 90-х, появилась не на пустом месте, у ее вдохновителей есть имена, и эти имена – Питер и Бобби Фаррелли. «Тупой и еще тупее», «Все без ума от Мэри», «Любовь зла» – Фаррелли поработали с лучшими комиками Голливуда того времени, а также с теми актерами, которые и не думали, что могут быть смешными. Казалось, успеху дуэта ничего не может помешать и в дальнейшем, но за десять лет режиссуры братья Фаррелли «сдулись» и растратили все шутки. Попытки вернуться на прежний уровень в 2010-х выглядят конвульсиями: ремейк «Три балбеса» ужасает, сборник «Movie 43» вызывает отвращение, а «Тупой и еще тупее 2» навевает грусть. Впрочем, всегда можно вернуться к старым фильмам некогда зажигательных юмористов.
Близнецы Оксид и Дэнни Пан, родившиеся в Гонконге и добившиеся успеха в Таиланде, интересны не только именем одного из них. Начав с самых низов на задворках киностудий, братья Пан медленно, но верно продвигались к собственной постановке, и им удалось впечатлить зрителей и критиков как боевиком «Опасный Бангкок», так и хоррором «Глаз» – первый получил голливудский ремейк, а второй потянул за собой несколько продолжений. Необычна манера работы Панов – в отличие от многих других режиссеров-братьев, Оксид и Дэнни очень редко вместе руководят процессом, обычно они делят сцены между собой и на площадке стараются не пересекаться. «У нас достаточно сильная невидимая связь, чтобы понимать, что делает каждый из нас, – говорит Оксид. – Бывает, что мы встречаемся, чтобы доработать сценарий, но снимать предпочитаем отдельно друг от друга». Чем не готовый сюжет для фильма?
Тандем «братья Вачовски» перестал существовать в 2003 году, когда Ларри, старший из братьев, сменил пол и превратился в Лану. С тех пор журналистам приходится избегать привычного «братья» и подбирать выражения вроде «пара», «дуэт» и «тандем». А ведь как все хорошо начиналось – «Связь» хоть и не получила широкой известности, поклонников неонуара впечатлила, а «Матрица» породила поклонение сродни религиозному. Дальше дела у Энди и Ланы пошли не очень, новые проекты вызывали у зрителей скорее негодование, чем поклонение, а подлинную красоту «Облачного атласа» и «Восьмого чувства» оценили немногие. «Бывшие братья» Вачовски, впрочем, не теряют самообладания, веселятся во время общения с публикой и журналистами и постоянно рассказывают о несбыточных мечтах поставить новый фильм, который взорвет мозг не хуже «Матрицы».
Известные скорее поклонникам независимого кино, продвигаемого на фестивале Sundance, чем широкому зрителю братья-близнецы Полиш, как и многие в нашем списке, умело совмещают режиссерский талант с даром сценаристов и тягой к продюсированию. Больше того, Марк еще и активно снимается, в том числе и в тех лентах, которые снимает его брат Майкл. Воспитанные на классике вроде «Однажды в Америке» братья Полиш не стремятся отличиться в массовом кино, их удел – скромные бюджетные постановки, в которых можно говорить о чувствах и не отвлекаться на взрывы и погони. Успех к Полишам пришел после выхода ленты «Астронавт Фармер» – следом за Билли Бобом Торнтоном в проектах близнецов захотели принять участие многие звезды. Выказывают свой интерес к братьям и студии-мейджоры, готовые предложить в разы большой производственный бюджет, однако Марк и Майк пока держат свою маленькую независимую оборону.
Темнокожие братья-близнецы Аллен и Альберт Хьюз свою первую камеру получили в подарок от матери в 12 лет. С тех пор их было не остановить, они снимали все подряд, набивая руку, так что совсем не удивительно, что их первая же серьезная полнометражная работа «Угроза обществу» отправилась на Каннский кинофестиваль. Следующее высказывание Хьюзов – драма «Мертвые президенты» подтвердила неслучайность успеха дебютной ленты, но вот вне независимого кинематографа братьям сверкнуть не удалось – их «Из ада» не спас даже Джонни Депп. Братьев, впрочем, неудача не смутила, они продолжают снимать занимательные, а главное – разнообразные фильмы, такие как «Книга Илая» и «Город порока».