
Такеши Китано, приехавший в Москву на ММКФ, рассказал "Фильму.ру" о грехах и добродетелях, и о том, кто самые непревзойденные режиссеры в истории кино.
Такеши Китано, приехавший в Москву на ММКФ, рассказал "Фильму.ру" о грехах и добродетелях, и о том, кто самые непревзойденные режиссеры в истории кино.
Такеши Китано, японский режиссер, продюсер, актер, комик, телеведущий и настоящее божество современного кино – почетный гость тридцатого ММКФ. Сам он при этом скромничает, на пресс-конференции заявляет, что не заслуживает такой чести и вообще еще только учится на кинорежиссера – хотя в субботу он дает мастер-класс для студентов. Мы поговорили с ним о грехах и добродетелях, политике и телевидении, трудной судьбе кино и двух лучших кинорежиссерах тоталитаризма.
- Какие самые главные добродетели и самые главные грехи кинорежиссера?
- Самый большой грех режиссера: считать, что кино – это все.
- Все?
- Что оно заменяет все остальное на свете.
- А добродетель?
- Самая главная добродетель режиссера – не щадить себя и отдавать все свои силы для создания фильма.
- Что дальше будет происходить с кино? Очень много говорят, что кино умирает, что Вы об этом думаете?
- Кино будет, конечно развиваться, но на основе новой технологии, с использованием компьютерной графики, которая привлечет зрителя в кинозал или же к экрану, но у этой тенденции есть и другая сторона: воспитывается зритель, полностью лишенный воображения, который не может воспринять творчество на экране.
- То есть кино как искусство все-таки обречено?
- Перед зрителем будет стоять трудный выбор. На что он пойдет? Будет он смотреть серьезное произведение – и тогда кинематограф сохранится нынешнем виде, как искусство, создающее достойное произведение. А если зритель пойдет любоваться на игрушки с экрана, то судьба кино предрешена.
- А как Вы относитесь к телевидению, которому Вы отдали очень много лет и усилий. Очень многие считают, что телевидение – чистое зло. Может ли быть по-другому?
- Телевидение – действительно страшное явление. Особенно в Японии, поскольку телевидение может обладать огромной разрушительной силой. Что оно созидает? Это еще большой вопрос. Так, например, телевидение играет большую роль в политике. При помощи телевидения можно сместить премьер-министра, если правильно спланировать кампанию, и назначить на эту роль нового человека. А что в это время будет со страной? Вот об этом нужно задуматься.
- А развлекательное телевидение? Игровые шоу?
- Прежде всего должен быть какой-то критерий или уровень требований к развлекательным передачам. На кого рассчитано это развлечение? Тогда можно будет говорить об их положительной роли.
- Что Вы скажете студентам ВГИКа? Чем вы будете заниматься на мастер-классе?
- Создание фильмов – это очень сложный комплексный процесс. Прежде всего, от режиссера, человека работающего в киноискусстве, требуется знание культуры и знание технических аспектов, процессов съемки и всего остального. Но этого мало. Нужно учиться у жизни и знать человеческое общество. Нельзя в университете научиться снимать кино.
- Сейчас много снимают римейков картин – старых, иностранных. Американские режиссеры снимают римейки японских картин, например. Есть какой-то фильм, который вам хотелось бы переснять?
- Нет. Я боюсь, что я не владею мастерством, чтобы сделать римейк.
- А вы знаете русское кино? Вам нравятся какие-то русские или советские фильмы?
- Прежде всего мне нравится русский режиссер Сергей Эйзенштейн, «Иван Грозный» (1944), а еще Тарковский. А вообще два самых лучших, самых непревзойденных режиссера на свете – Сергей Эйзенштейн и Лени Рифеншталь.