Двойники помогают спастись от смерти, маленькая девочка не может выбраться из кошмарного сна, инопланетяне снова что-то хотят от нашей планеты, призраки отправляются на поиски лучшей жизни, а серийные убийцы вновь покушаются на школьниц. Рассказываем о наиболее примечательных и/или обсуждаемых фильмах ужасов 2023 года.
Джеймс (Александр Скарсгард) — писатель, последний роман которого вышел шесть лет назад. Его жена Эм (Клеопатра Коулмэн) — дочка знаменитого издателя. Однажды супруги решают отправиться в отпуск в незнакомую страну под названием Ли Толка, чтобы не только отдохнуть, но и набраться новых впечатлений, а там, глядишь, и появится сюжет новой книги. На месте герои знакомятся с другой супружеской парой — актрисой Габи (Миа Гот) и архитектором Альбаном (Жалиль Леспер). Слово за слово, и вот уже вчерашние незнакомцы становятся лучшими друзьями и отправляются в совместную поездку за пределы курорта. Развлечение, которое должно было закончиться в худшем случае утренним похмельем, оборачивается катастрофой — на обратном пути Джеймс сбивает пешехода. В участке герои узнают, что согласно местным законам наказанием за убийство является смерть, но если ты турист, то при большом желании казни можно избежать — нужно лишь оплатить создание двойника, который займет твое место.
Премьера «Бескрайнего бассейна» Брэндона Кроненберга состоялась в январе на кинофестивале «Сандэнс». Фильм продолжает исследовать любимую тему режиссера — влияние современных технологий и других неожиданных факторов на поведение человека — и делает это в первую очередь красиво. Страх здесь заходит через задний двор, медленно ступает по газону и практически бесшумно проникает в главную комнату. Когда вы его обнаружите, будет уже слишком поздно.
Маленькая Эмма (дочь режиссера — Хэйвен Ли Харрис) становится свидетельницей очередной ссоры родителей. Она пытается убежать подальше от криков, но оступается и падает с лестницы. Мама (Оги Дьюк) и папа (Брионн Дэвис) находят девочку без сознания, а спустя несколько минут парамедик приходит к неутешительному заключению: Эмма в коме. И пока родители застывают около постели дочери в ожидании, девочке предстоит самостоятельно найти путь из тьмы. Эмма вооружается небольшим радиоприемником, через который до нее доходят голоса родителей, и отправляется на поиски выхода из бессознательного.
«Кошмары лунного сада» — полнометражная фантасмагория Райана Стивенса Харриса, выступившего сразу и автором сценария, и режиссером, и художником, и монтажером. Фильм полностью снят на просроченную 35-мм пленку и сочетает в себе, кажется, фрагменты воображаемых миров сразу нескольких талантливейших кинематографистов. Здесь можно найти отсылки к Яну Шванкмайеру, Николасу Роугу, Дэвиду Кроненбергу, Паносу Косматосу и не только.
Бринн (Кейтлин Дивер) — одинокая тихая девушка, живущая в удаленном частном доме на границе города. События далекого прошлого сделали из нее изгоя — с Бринн никто не хочет общаться, а некоторые даже позволяют открыто проявлять грубость в ее сторону. Все меняется, когда однажды ночью в дом Бринн забирается некто напоминающий инопланетянина. Девушка пытается защитить себя и прогнать загадочное существо, но очень скоро становится ясно, что это не просто случайный гость — представители внеземной цивилизации начали полномасштабное вторжение.
В фильме Брайана Даффилда практически нет диалогов — и это его главная особенность. Примечательно, что без активной речи повествование не становится менее динамичным. Бринн то и дело придумывает новые способы, помогающие пережить следующие несколько минут, чтобы в целости и сохранности добраться до шокирующего финала.
Мать Мии (Софи Уайлд) два года назад умерла от передозировки медикаментов. Случайность или самоубийство? Дочери остается только догадываться, ведь предсмертной записки она не нашла. Шанс расставить все точки над i появляется вместе с походом на вечеринку, где блогеры снимают на видео необычное развлечение — разговоры с мертвыми. Для того чтобы связаться с кем-то из потустороннего мира, нужно пожать жуткого вида гипсовую руку и сказать: «Поговори со мной».
Названный хоррор-сенсацией фильм братьев-дебютантов Дэнни и Майкла Филиппу «Два, три, демон, приди!» еще до выхода в прокат поднял планку ожиданий до небес — вероятно, благодаря рекламной кампании А24, занимавшейся производством картины. Несмотря на то что удержать заданный уровень братьям Филиппу не совсем удалось (некоторые критики назвали картину переоцененной), «Два, три, демон, приди!» — это важный для 2023 года хоррор, в котором есть все составляющие для титула любимца зрителей.
В 1987 году в небольшом городке под названием Вернон накануне Хэллоуина некто жестоко убивает трех старшеклассниц. Преступление не удалось раскрыть, но спустя 36 лет маньяк возвращается, чтобы завершить начатое — он покушается на оставшуюся в живых подругу убитых, маму нынешней старшеклассницы Джейми (Кирнан Шипка). Чтобы избежать трагедии, а заодно спасти давно почивших подруг матери и выяснить, кто скрывается под маской злодея, Джейми вместе с находчивой одноклассницей (Келси Мавема) отправляется в прошлое.
«Абсолютный убийца» Нахнатчки Кхан — это, пожалуй, один из самых бодрых и изобретательных слэшеров 2023 года, наполненный отсылками к любимым хоррорам прошлых лет («Крик», «Пятница, 13-е»). Примечательная часть фильма — непрекращающиеся попытки Джейми понять поведение жителей 1980-х. Ровесники то и дело принимают предсказуемые и откровенно глупые решения, а взрослые поражают своей легкомысленностью. Взявшуюся из ниоткуда девушку принимают в школу без документов, а одноклассники без зазрения совести носят футболки с абсолютно неэтичными надписями. О времена, о нравы!
Американский режиссер Эдди Алказар, кажется, черпает вдохновение у канадских талантов — «Божественность», особая светящаяся во мраке жемчужинка 2023 года, напоминает одновременно работы Дэвида Кроненберга, Паноса Косматоса и Гая Мэддина. Продюсером картины (как и предыдущей работы Алказара, «Высшей формы») стал знаменитый любитель экспериментов Стивен Содерберг, а место оператора занял часто снимающий музыкальные клипы Данни Хиле.
Как и прежде, Алказар уделяет большое значение визуальной изобретательности — фильм с первых кадров хочется разобрать на скриншоты. Изящество здесь соседствует с грубой силой, а порочность — с невинностью. Вовлекая зрителя в мрачную полуночную охоту за безумными учеными, эликсирами бессмертия, очаровательными девушками и драгоценными изобретениями, режиссер ловко балансирует на грани между кристальной ясностью и полнейшим хаосом, но не переживайте — к финалу вы наверняка соберете этот пазл, а если нет, то как минимум останетесь удовлетворены визуальным совершенством картины.
Владелец торгового центра Right Mart в центральной части города Плимут решает впервые начать «черную пятницу» в День благодарения. И пока он сидит за большим столом и поглощает индейку, возле магазина собирается огромная толпа агрессивно настроенных покупателей — каждый хочет стать первым и получить в подарок заветную вафельницу. Погоня за дешевыми товарами превращается в трагедию — десятки убитых, сотни раненых. Спустя год в городе появляется маньяк в маске, который берет на себя обязанность покарать виновных в преступлении.
«День благодарения» — вышедший под конец года долгожданный полный метр Элая Рота, основанный на одноименном шуточном трейлере из фильма «Грайндхаус». Фильм подарил много радости фанатам хорроров, соскучившимся по крепким слэшерам. Вас ждут изобретательные убийства, убегающие от судьбы подростки, калейдоскоп из крови, человеческих внутренних органов и острых предметов, а также маньяк в маске и парочка избранных героев, которым суждено вернуть все на круги своя.