Немыслимое произведение Джона Фавро в жанре «Непрощенный против Хищника».
Синеглазый мужчина (Крейг! В обтягивающих брюках!) приходит в себя посреди прерии с железным браслетом на запястье и ножевой раной под ребрами. Раздобыв лошадку и собачку, ковбой добирается до ближайшей дыры, в которой его довольно быстро арестовывают. Ситуация осложняется тем, что немногословный красавец совершенно ничего не помнит, к тому же в ночном небе довольно быстро появляются летающие тарелки.
Вестерн с летающими тарелками, монстрами и межгалактической слизью — идея, разумеется, Стивена Спилберга: годы идут, а самые мальчишеские проекты — это по-прежнему к нему. Но только если при просмотре почти любого другого летнего блокбастера для самых маленьких у каждого, избежавшего в свое время встречи с карательной психиатрией, возникает навязчивое ощущение атрофии мозга, к проектам продюсера Спилберга это обыкновенно не относится. Между внутренней юностью и пусканием слюней все еще есть разница, учит нас главная кинематографическая борода мира. И у режиссера «Ковбоев…» Джона Фавро (на примере «Железного человека» /Iron Man/ (2008) доказавшего, что коммерческое кино по комиксу может быть и ироничным, и язвительным, и неглупым), кстати, точно такой же подход.
Слизь слизью, а в «Ковбоях…» самое важное, что это настоящий, без дураков вестерн. Снятый на пленку (студия настаивала на 3D, но Фавро уперся), с хорошим оператором (Мэттью Либатик помимо обоих «Железных людей» снимал с Аронофски «Черного лебедя» /Black Swan/ (2010), «Фонтан» /Fountain, The/ (2006) и «Реквием по мечте» /Requiem for a Dream/ (2000)), с цитатами из «Дилижанса», «Непрощенного» /Unforgiven/ (1992) и «Ровно в полдень» /High Noon/ (1952).
Это, спасибо святым, не пародия на кино о Диком Западе и здесь нет Уилла Смита. «Ковбои против пришельцев» — добротный, классический (настолько, насколько это возможно, когда речь идет о фильме с безжалостными пришельцами-разведчиками, которые интересуются золотыми приисками) вестерн. Более того — хороший. Фавро никогда особенно не упирал на культурный контекст, и здесь цитаты из Джона Форда — совсем не то, что держит конструкцию фильма. Тем не менее видно, с каким удовольствием Крейг играет то в Бриннера, то в МакКуина, а Харрисон Форд (шляпа!) перемигивается сам с собой двадцатипятилетней давности.
Уровень просветления, на который выходит эта картина, мало кому доступен. Форд играет федерального маршала со склонностью к мизантропии и ксенофобии, который весь фильм страшно брюзжит и собачится с вождем апачей, чтобы потом слиться с индейцем в экстазе взаимного уважения и битвы с пришельцами. Крейг орудует инопланетным браслетом, как комдив Котов — железным когтем. Весь идиотизм сюжета мгновенно обыгрывается самими персонажами («Ребенок с собакой с нами уже скачут, почему ж бабе не поехать» или «Что?! Пришельцам нужно золото? Это просто смешно, что они собираются с ним делать, купить что-нибудь?!»). Красавица Оливия Уайльд вообще играет, не будем говорить что, но принцесса Лея по сравнению с этим — девушка с соседнего двора. Зомби. Мексиканцы. Каторжники. В решающие моменты с веселым лаем вступает собачка.
Но самое дикое в «Ковбоях против пришельцев» заключается в том, что все это работает. Причем без особенной самоиронии, подмигиваний любителям классики и скрещенных за спиной пальцев. Пыль из-под копыт будет въедаться в кожу, последние слова умирающего друга будут трогательными, глаза Оливии Уайльд зелеными, а собачкин лай — звонким. И пальцы придется вытереть о шляпу. Как раньше.