Самая почитаемая и одновременно самая хулимая кинопремия мира пошла на финишный круг, определилась группа лидеров, которые разыграют между собой золотые статуэтки Американской киноакадемии
Начнем с того, что нас откровенно разочаровало, с наших семи «Хмм…»
7. «Лего. Фильм» не номинирован в категории «Лучший анимационный фильм».
«Не все у нас нормально» – позволим мы себе переиначить заглавную музыкальную композицию (которая, кстати, номинацию в своем разделе получила) анимационно-хулиганского безобразия по имени «Лего. Фильм». Весьма спорное решение академиков, ведь «Лего. Фильм» признан и критиками, и зрителями одним из лучших в своем жанре в 2014 году, взгляните хотя бы на его рейтинг «помидорности» на сайте Rotten Tomatoes – 96%! «Семейка монстров» и «Город героев» рядом не стояли! Впрочем, если учесть то, что академики – это в большинстве своем люди, перешагнувшие шестидесятилетний рубеж, становится понятно, что многочисленные культурные отсылки и юмор «Лего. Фильма» они просто не уловили. Стыдоба.
6. «Исчезнувшую» отметили только одной актерской номинацией.
Пока журналисты спорили о том, сможет ли Дэвид Финчер побороться за звание лучшего режиссера, а его «Исчезнувшая» – противостоять натиску конкурентов в борьбе за награду лучшему фильму, академики картину проигнорировали. И ладно бы режиссерскую номинацию прокатили, Финчер действительно выше головы не прыгнул, но отказать «Исчезнувшей» в праве побороться в категории «лучший адаптированный сценарий» или «лучший монтаж» – это как-то совсем сурово. За бортом также остались Трент Резнор и Аттикус Росс с саундтреком к картине. Что-то задело в картине Финчера отборочное жюри, какие-то скелеты в своем собственном шкафу, наверное. Придется Розамунд Пайк одной отдуваться, хотя шансы, признаем, у нее нулевые.
5. Дэмиен Шазелл не получил номинацию за режиссуру.
Да, пожалуй, Дэмиен Шазелл слишком молод для того, чтобы получить «Оскар» за первый же свой полнометражный фильм. Но это еще не повод столь грубо выталкивать его из компании претендентов. Энергичной режиссурой Шазелл по-настоящему завел публику, пришедшую на его «Одержимость», и заслужил номинацию никак не меньше Мортена Тильдума, поставившего «Игру в имитацию». Большего, чем просто «привет», заслужила, пожалуй, и Ава ДюВерней, снявшая «Сельму». Однако оскаровский комитет оказался, видимо, не готов объявить последнюю первой афроамериканкой, претендующей на звание лучшего режиссера.
4. «Бердмен» не номинирован за монтаж.
Серьезно? «Бердмена» прокатить в монтажной номинации? Академики, похоже, не поняли одной из главных фишек фильма! Фильму Алехандро Гонсалеса Иньярриту грешно жаловаться, «Бердмен» находится в лидерах по числу номинаций, но почему в это число не попал монтаж? Дуглас Крайс и Стивен Миррионе, сшившие филигранную работу оператора Эммануэля Любецки в единое бесшовное полотно, заслуживают не просто номинации, по ним плачет «Оскар». Но Академия непреклонна. Понадеемся, что наградами «Бердмена» не обидят, иначе кому-то придется сделать академикам «чик-чик» монтажными ножницами.
3. «Стрингер» остался в стороне от наград.
Несколько странно выглядит пренебрежение фильмом Дэна Гилроя «Стрингер». Лента получила номинацию только в категории «лучший оригинальный сценарий», хотя вполне могла рассчитывать и на актерские номинации Джейку Джилленхолу и Рене Руссо, не говоря уже про операторскую работу и монтаж. А ведь «Стрингер» – один из самых обсуждаемых фильмов года, заслуженно отмеченный несколькими наградами. Снова предположим, что драйвовое повествование Гилроя оказалось не по зубам дряхлеющим академикам. Лента получилась спорной, но разве не энергичное владение камерой создателями и героями «Стрингера» должно служить пропуском на церемонию награждения главной кинематографической премией мира?
2. Тимоти Сполл, Дэвид Ойелоуо и Дженнифер Энистон не получили номинаций.
Полгода назад специалистам казалось, что картина «Уильям Тернер» гарантированно принесет Тимоти Споллу если не «Оскар», то номинацию. Увы, сначала Майкл Китон, а затем и энергичная молодежь вытеснили старика из списка претендентов. В дуэли Сполла и Стива Карелла победителя мы назвать не возьмемся, а вот кто-то из «мальчишек» почтенному джентльмену место мог бы и уступить. Вполне заслуживал номинации и Дэвид Ойелойо за роль Мартина Лютера Кинга, академики такие экранные образы любят, но «американский снайпер» Брэдли Купер, видимо, показался им милей. Ну и очень обидно за Дженнифер Энистон, доказавшую в этом году, что она может не только танцевать в мокрой маечке перед наркоторговцами, но и способна на настоящую драматическую игру.
1. «Сама жизнь» не поборется за звание лучшего документального фильма.
Премьера документального фильма о Роджере Эберте состоялась ровно год назад, 19 января на кинофестивале «Сандэнс». С того самого дня большинство специалистов считали, что главный претендент на «Оскар» в категории «документальное кино» определился, остальным придется лишь смотреть в затылок лидеру. И что же мы видим? Академики просто бесцеремонно отмахнулись от картины Стива Джеймса, участие в которой приняли не менее десятка именитейших кинодеятелей современности. Кошмарная несправедливость. Будь Эберт сейчас жив и здоров, он камня на камне не оставил бы от выбора номинированных фильмов, с присущим только ему умением разоблачив вопиющую профнепригодность отборщиков-документалистов.
Теперь перейдем к более радостным и удивительным итогам церемонии оглашения номинантов на премию «Оскар». Наши семь «Вау!» в адрес претендентов на престижные призы.
7. «Стражи Галактики» «засветились» в двух номинациях.
Небольшая, но ощутимая затрещина в адрес тех, кто активно не верил в картину Джеймса Ганна, – лента «Стражи Галактики» стала кассовым хитом, да и с критической точки зрения совсем даже не подкачала. Конечно, глупо было рассчитывать на серьезные номинации (Енот – лучший актер? Почему бы и нет!), но два шанса на статуэтку во второстепенных категориях – это уже неплохая заявка на то, чтобы утереть нос конкурентам. Фильм Ганна претендует на приз за лучшие спецэффекты и лучшие грим и прически, причем вторая номинация давно славится своим необычным составом участников – достаточно вспомнить, что год назад в ней фигурировал даже «Несносный дед» Джонни Ноксвилла.
6. «Сказание о принцессе Кагуя» в номинации «лучшая анимационная лента».
Мы немного поругали академиков за отсутствие в числе претендентов на звание «лучшей анимационной картины» «Лего. Фильма», а теперь должны похвалить за внимание, уделенное ими фантастически красивой и нежной ленте «Сказание о принцессе Кагуя». Поставил ее один из сооснователей знаменитой студии Ghibli Исао Такахата, поставил после пятнадцатилетнего перерыва в работе. Невероятная по проникновенности картина, выполненная в очень лаконичном, «карандашном» стиле, по праву может считаться шедевром мультипликации. И хотя предсказать победителя в анимационном соревновании мы не возьмемся, предположим, что именно Кагуя станет главной соперницей Бэймакса. И может победить.
5. Номинация «лучший актер второго плана» Роберта Дювалла.
С пятью номинациями и одной победой вряд ли может быть недоволен своей актерской карьерой. Мы не станем предрекать 84-летнему актеру победу за тот образ венца правосудия, что был создан им в фильме «Судья» (тем более что многие болеют за Дж. К. Симмонса), но от души пожелаем удачи. Большой актер, солидный возраст, огромный опыт, необыкновенный талант, не нуждающийся в дополнительных наградных подтверждениях.
4. По 9 номинаций у «Бердмена» и «Отеля “Гранд Будапешт”».
2015 год не стал необычно перекошенным в сторону какого-то одного фильма – наибольшее число номинаций, по девять, получили «Бердмен» Алехандро Гонсалеса Иньярриту и «Отель “Гранд Будапешт”» Уэса Андерсона. Значит ли это, что статуэтки будут распределены между участниками из этой пары? Отнюдь нет. Компания претендентов в этом году выглядит достаточно интересно, ведь в затылок человеку-птице и человеку-посыльному дышат «Отрочество» Линклейтера и «Американский снайпер» Иствуда с шестью номинациями. Между двумя тандемами особняком стоит «Игра в имитацию» Тильдума, вполне способная удивить. Каждый может выбрать себе фаворита, но будьте готовы к тому, что даже самый именитый претендент может оказаться на обочине соревнований. «Оскар» предсказуем, но не настолько же.
3. «Сельма» номинирована в категориях «лучший фильм» и «лучшая песня».
Не припомним другого подобного случая, чтобы игровой претендент на «Оскар» в категории «лучший фильм» не был отмечен ни в одной актерской, режиссерской или сценарной номинации. «Сельма» Авы ДюВерней умудрилась пробиться к вершине, имея лишь слабенькую опору в виде номинации за лучшую песню к кинофильму – композицию Glory, исполненную Джоном Легендом и Коммоном. Пожалуй, присуждение «Сельме» главного приза было бы неплохим сюрпризом, которыми оскаровская церемония в последние годы обделена, но посмеем предположить, что соперники у фильма ДюВерней все-таки слишком сильны, чтобы уступить выскочке в самом прямом смысле этого слова.
2. «Одержимость» претендует на звание лучшего фильма.
Блеснувший год назад на «Сандэнсе» джазовый драматический триллер «Одержимость» на долгие месяцы стал предметом обсуждения и восхищения среди критиков. Признаемся, мы и сами очень переживали за фильм Дэмиена Шазелла и теперь несказанно рады тому, что Академия отметила «Одержимость» сразу пятью номинациями, в том числе и самой главной – на «лучший фильм». Даже если яростный барабанщик и его безапелляционный преподаватель получат призы только за общий и звуковой монтаж, мы все равно будем довольны, ну а если Дж. К. Симмонс к «Золотому глобусу» добавит «Золотого истукана» и вдобавок выйдет на сцену получить приз «лучшему фильму», то мы, пожалуй, пробарабаним «Караван» всей редакцией.
1. «Левиафан» – претендент номер один на приз «лучшей ленте на иностранном языке».
Не хочется говорить «гоп», но шансы фильма Андрея Звягинцева «Левиафан» на победу в этом году велики как никогда. «Золотой глобус» далеко не всегда становится гарантией получения «Оскара», но недавняя победа российской картины говорит о том, что соперники у «Левиафана» вполне проходимые. Шум, поднятый в России после того, как лента стала доступна для скачивания и домашнего просмотра, может сыграть картине как в плюс, так и в минус, но сейчас мы уже никак не можем повлиять на решение академиков, только собраться и сходить 5 февраля в кинотеатр, чтобы увидеть Россию Звягинцева на большом экране. Наш объективно лучший на сегодняшний день и при этом самый экспортный режиссер внимание зрителей заслужил. Как заслужил и «Оскар». Даешь!