Отличный жанровый экшен-триллер с хорошо продуманным сценарием и блестящей актерской работой Стивена Лэнга
Отличный жанровый экшен-триллер с хорошо продуманным сценарием и блестящей актерской работой Стивена Лэнга.
Трое ребят из умирающего Детройта промышляют грабежами – отец одного из них работает в компании, занимающейся охранными системами, и парню не составляет труда находить ключи от оборудованных сигнализациями домов. Чтобы не попасть на серьезную статью, троица никогда не берет деньги и старается награбить на сумму, не превышающую десять тысяч долларов, но им приходится изменить своим принципам, когда им подкидывают наводку на ветерана войны, хранящего дома несколько сотен тысяч долларов. Такая сумма может раз и навсегда изменить их жизни, и приятели решают рискнуть, тем более что дом расположен в заброшенном квартале, а его хозяин слеп.
Три года назад начинающий уругвайский режиссер Феде Альварес неслабо подставился, взявшись за то ли ремейк, то ли сиквел классических уже «Зловещих мертвецов». Хотя многие назвали получившийся у него фильм весьма достойным, а кассовые сборы многократно превысили бюджет, свою порцию помоев Альварес получил – просто потому, что он не Сэм Рэйми, а его «Зловещие мертвецы» были одновременно и похожи на оригинал (что раздражало одних), и не похожи (что взбесило других).
«Не дыши» – вторая полнометражная работа Альвареса в Голливуде (в перерыве он снял эпизод сериала «От заката до рассвета»), от которой многое зависит. Если все пойдет как надо, Альварес окончательно убедит боссов, что ему можно и нужно доверять жесткое жанровое кино, а заодно заставит своих ненавистников взглянуть на него непредвзято, без привязки к Сэму Рейми. Правда, в случае «Не дыши» наверняка будут вспоминать другое имя – Дэвида Финчера, потому что новая лента Альвареса – это практически «Комната страха» наоборот, мрачный триллер о том, как трое подростков оказались в плену у отлично подготовленного «американского Затоичи». Сообразив, что в его доме кто-то есть, на вид беспомощный дедуля заколачивает все окна, вешает на двери замки, берет в руки пистолет и отправляется на охоту.
Эта ситуация легко могла бы оказаться надуманной и нелепой, однако Альварес и его постоянный соавтор Родо Саягес (эти двое писали сценарий и обновленных «Зловещих мертвецов») блестяще ее отрабатывают – логических натяжек в сценарии практически нет, все перемещения логичны и внятно аргументированы, все ружья, развешанные то тут, то там (божья коровка, багажник, осколки, снятая обувь), дисциплинированно стреляют в нужные моменты. Уже по окончании фильма, вспоминая его детали, остается только внутренне восхищаться – настолько аккуратный и чуть ли не математически выверенный скрипт выдали Альварес и Саягес.
Отсюда вытекают и многие другие достоинства «Не дыши» – превосходная динамика (действие слегка спотыкается только в финальной четверти ленты) и брутальный саспенс, которые успешно маскируют относительную камерность фильма. Альварес не пытается «дать драмы», не жалобит своего зрителя сентиментальными историями из прошлого героев, играя исключительно формулой почти первобытной – за ребят хочется переживать только потому, что они явно слабее и в данной ситуации беспомощнее своего соперника, пусть даже первыми на рожон полезли именно они.
Можно подумать, что от актеров в таком фильме требуется немного, но это не так – наоборот, при минимуме диалогов и «установочных» сцен им нужно было создать емкие и убедительные образы. К чести ведущей четверки, ни один не «лажает», хотя молодежь вчистую убирает Стивен Лэнг, который практически без слов (за весь фильм ему дают произнести всего несколько фраз), но очень точно рисует портрет вроде бы достойного сочувствия пенсионера (деньги у него появились после того, как его дочь сбила на машине богатая девушка), способного в мгновение ока превратиться в беспощадного убийцу.
Возможно, «Не дыши» не станет большим событием в жанре и не останется в истории (хотя, честно говоря, именно такие картины в ней и остаются – по-хорошему непритязательные, но ладно, с большим вниманием к деталям скроенные), но пока вы сидите в кинотеатре, все это не имеет ни малейшего значения. Это захватывающее, эффектное, увлекательное кино, которое не выходит за рамки жанровых пределов, но в их границах резвится так зажигательно, что хочется не копаться в том, как оно сделано, а в кои-то веки просто плыть по течению, наслаждаясь им как аттракционом.
С 25 августа в кино.