Девятого апреля 1976 года на экраны Америки вышла картина Алана Дж. Пакулы «Вся президентская рать» о журналистском расследовании Уотергейтского скандала. Лента стала культовой и легла в основу целого кинематографического жанра политической драмы, который тогда еще только формировался, а сейчас становится все острее.
Уотергейтский скандал — «самый серьезный политический кризис мирного времени в истории Америки», по словам социолога Джеффри Александера. Благодаря двум журналистам The Washington Post, Бобу Вудворду и Карлу Бернстайну, американцы узнали о грязной политике Ричарда Никсона во время избирательной кампании. Это единственный случай за историю США, когда президент покинул пост досрочно.
Фильм Пакулы можно внести в еще один список — самых детально проработанных картин. Роберт Редфорд и Дастин Хоффман в качестве подготовки несколько недель подряд посещали редакцию газеты и присутствовали на планерках, а реплики обоих персонажей заучили настолько, что могли перебивать друг друга в кадре и не выходить из образов. Каждая деталь сценария была тщательно выверена, и даже в начале фильма на звук печатных машинок сверху наложили стрельбу и удары хлыстом. Ведь слово — это оружие.
В основу фильма Фрэнсиса Форда Копполы не лег конкретный скандал, но из пропитанного недоверием и вуайеризмом сюжета можно догадаться — «Уотергейт» режиссера тоже заботил. Коппола написал сценарий ленты еще до успеха «Крестного отца», вдохновившись «Фотоувеличением» Микеланджело Антониони.
Паранойя главного героя (Джин Хэкмен) поначалу походит на зуд недоверия, присущий любому шпиону, и лишь под конец превращается в настоящее галлюциногенное безумие. Премьера картины состоялась всего за несколько месяцев до кульминации Уотергейтского скандала, и на удивление точная параллель между протагонистом и Никсоном сразу подарила картине культовый статус: полагаться на прослушку — далеко не лучший вариант.
И в фильме Барри Левинсона не было конкретного скандала, но лейтмотив недалек от реальности: президент обвиняется в сексуальных домогательствах, а в стране вот-вот пройдут выборы. Пока авторитет лидера США летит вниз, в игру вступает кинопродюсер Стэнли Мотсса (Дастин Хоффман), чья главная задача — придумать сюжет отвлечения и продать его массам.
О сексуальных домогательствах забывают в момент, когда над Америкой нависает угроза несуществующей албанской террористической группировки, да еще настолько серьезная, что страна готова развязать войну. Для правдоподобности снимаются постановочные патриотические ролики, псевдоинтервью с солдатами, один из которых даже попадает в плен. Чем закончилась война с выдуманными террористами, рассказывать не будем, а скажем лишь одно: не все герои были похоронены с почестями.
Едкая драма Аарона Соркина рассказывает историю культовой «Чикагской семерки» — группы протестующих против войны во Вьетнаме, которых обвинили во всех смертных грехах. Участники беспорядков запомнились не только как борцы за справедливость, но и как отъявленные комедианты. Не зря на роль самого остроязычного митингующего взяли Сашу Барона Коэна.
Изначально фильм должен был снимать Стивен Спилберг, но помешала забастовка Гильдии сценаристов, длившаяся с ноября 2007-го по февраль 2008-го. Режиссеру словно не суждено было взяться за картину: за день до встречи Спилберга с Хитом Леджером для обсуждения роли актер скончался от острой интоксикации.
В результате Спилберг продолжил работать над картиной уже вместе с Аароном Соркиным, но проект не двигался с места, и Спилберг выбыл из производства — в 2018 году Соркин был объявлен режиссером. Ему пришлось обращаться за помощью к своему отцу, который помнил события 1968 года.
Несмотря на то что имени Спилберга в финальных титрах нет, его участие заметно — размах, с которым снята картина, напоминает блокбастер, а сцена зачитывания имен погибших солдат пропитана патриотизмом. Разве что вместо фантастической четверки есть героическая семерка, боровшаяся за жизнь солдат.
Другой фильм о последствиях Вьетнамской войны Спилбергу все-таки удалось снять. Кэтрин Грэм (Мэрил Стрип) была первой женщиной-издателем газеты The Washington Post: в 1971 году в их с главным редактором Беном Брэдли (Том Хэнкс) руки попадают документы Пентагона — переписка о Вьетнамской войне в Верховном суде.
Несмотря на то что самим участникам политического скандала фильм понравился, некоторые критики уличили Спилберга в создании очередной сказки. Однако Том Хэнкс лично знал своего персонажа Бена Брэдли. С Кэтрин ему удалось познакомиться за день до ее кончины.
Для реалистичности в кадре использовались оригиналы документов сборника «Американо-вьетнамские отношения, 1945-1967: Исследование», который прессе передал бывший военный аналитик. Призрак Никсона тоже присутствовал на площадке — записи его голоса использовались во время съемок.
В оригинальном названии есть приставка «негражданская война», что отлично описывает происходящее во время Брексита. Фильм рассказывает о подготовке к референдуму 2016 года и работе стратегов, пропагандирующих выход из Европейского союза.
Бенедикту Камбербэтчу, исполнившему главную роль, не удалось до конца избавиться от образа великого сыщика — его персонажа в «Брексите», главу кампании сторонников Брексита Доминика Каммингса, сравнивали с Шерлоком Холмсом.
Однако схожесть не помешала осветить еще не забытую историю с остроумием и присущей британцам колкостью. Работа пропагандистов проста: воздействие на граждан через телевидение, абсолютная уверенность в своей правоте и вдохновение переменами. «Брексит» затрагивает и другой важный аспект — зарождение новых технологий воздействия в политике, таких как сбор информации об избирателях через социальные сети.
Странно, что Никсону не дали прозвище «скандальный президент», ведь это третья картина, основанная на его истории. На этот раз Никсон появляется не в воспоминаниях или голосовых записях, а во плоти — роль президента исполнил Фрэнк Ланджелла. Картина Рона Ховарда рассказывает о подготовке и съемке интервью экс-президента с журналистом Дэвидом Фростом (Майкл Шин), когда Никсон признал вину в Уотергейством скандале.
Несмотря на накаленную обстановку во время записи, собеседники не расходятся навсегда сразу после разговора: Фрост даже посещает виллу Никсона и дарит тому пару итальянской обуви без шнурков. Сама встреча так вдохновила экс-президента, что он написал монументальные мемуары, но увлекся полемикой и так книгу и не выпустил.
США, 1950-е годы, телевидение вовсю развивается — идеальная среда для противостояния журналистов. Между телевизионщиком Эдвардом Марроу (Дэвид Стрэтэйрн) и сенатором-антикоммунистом Джозефом МакКарти разгорается спор из-за нарушения гражданских прав американцев и «охоты на ведьм». Марроу использует свои телепередачи как оружие и бросает сенатору вызов. Несмотря на то что победа была за журналистами, они получили ее в кровопролитной битве.
Вышла очень дерзкая интеллектуальная картина с простой моралью: каким бы одиозным ни был политик, он не может посягнуть на свободу человека. Режиссером картины и исполнителем одной из главных ролей выступил Джордж Клуни, который позволил себе поностальгировать и снять нуарную драму в лучших традициях неонуара 70-х.