21 декабря вышел финальный эпизод «Слова пацана» — сериала о казанских уличных бандах конца 1980-х. Шоу уже само стало большим мифом. Одни в нём видели романтизацию насилия и криминала, другие — сагу о потерянных поколении и времени, третьи — авантюрный триллер про злодеев-харизматиков. Разбираемся, что в итоге снял Жора Крыжовников, и сравниваем слитую версию финала с официальной.
Вы не готовы все: как закончился сериал и в чём смысл финала?
Банда Универсамовских попадает в изолятор временного содержания. Ильдар (Антон Васильев) не спешит искать человека, который изнасиловал Айгуль, поэтому Марат (Рузиль Минекаев) сотрудничает с оперативным комсомольским отрядом дружинников. Он приходит на собрание и вступает в ВЛКСМ. В ответ герою устраивают очную ставку с Ромой Коликом (Лев Черепанов): младший Адидас жестоко избивает насильника в туалете отдела полиции.
Сотрудница милиции Ирина (Анастасия Красовская) берёт на попечительство маленькую Юлю (Варвара Куприна) и устраивает всей семье Васильевых встречу с ментально нестабильной мамой (Юлия Александрова). Впервые с момента пилота в кругу родственников наступает идиллия. Переосмысливший свою жизнь Андрей (Леон Кемстач) идёт на рынок и покупает цветы. Денег у героя нет, поэтому он отдаёт продавцу шапку. В этот момент Васильева встречает владелец украденного видеомагнитофона — и сдаёт мальчика полиции. Герой попадает в колонию.
Вова Адидас (Иван Янковский) в розыске. Он приходит в общежитие к Наташе (Елизавета Базыкина), но в комнате у девушки сидит Ильдар. Вова избивает милицонера, угоняет машину и уезжает с возлюбленной из города. В последний момент герою звонит мама: после обысков отцу (Сергей Бурунов) стало плохо — но он всё равно будет праздновать юбилей. Адидас приезжает в пустой банкетный зал, где папа отрекается от сына-преступника. В этот момент официант заведения звонит милиции: Вову уже окружают. Он отбивается от сотрудников, выхватывает пистолет, но через несколько секунд выбрасывает огнестрел, и уже бежит к машине. Стражи порядка думают, что Адидас вооружён, поэтому убивают мужчину.
Финал даёт героям два пути. Первый — понести наказание от государства за старые преступления, несмотря на все попытки начать нормальную жизнь. Второй — сотрудничать с людьми из кабинетов, решать вопросы в милицейских туалетах и становиться частью системы. Последний исход чем-то напоминает развязку «Жмурок» Алексея Балабанова: в мире хищников побеждает не самый сильный, а самый хитрый и способный кооперироваться с нужными людьми. Трагичная судьба Адидаса прямо у двери автомобиля, напротив, вызывает скорее неприятные ассоциации с «Бумером»: это дешёвая, мелодраматичная смерть, совершенно не соответствующая духу сериала.
Пацаны не извиняются: что лучше — слитая концовка или официальная версия?
Неясно, в связи с чем изменили концовку «Слова пацана»: цензурные ограничения и давление со стороны вполне могли стать одним из факторов. В официальной версии как минимум появляется сильный и вездесущий образ власти, который присутствует буквально во всех развязках. Милиционеры убивают Адидаса, когда тот пытается скрыться; ловят Пальто на рынке, когда героя узнаёт владелец видеосалона; и даже помогают комсомолам найти преступника, а затем дают Марату совершить кровавую вендетту в туалете.
В слитой концовке Адидас становился случайной, совершенно лишней жертвой: прямо перед отправлением поезда он выходил покурить — и на глазах возлюбленной его убивал участник враждующей группировки. Кажется, Жоре Крыжовникову очень импонирует тема злого рока: настолько же досадным стечением обстоятельств заканчивалась его трагикомедия «Звоните ДиКаприо!». Первоначальная версия ещё и завершается очень метафорическим кадром: Адидас лежит на перроне, когда поезд уезжает — его время уже прошло.
В обеих версиях Пальто ловят на рынке и отправляют в тюрьму. Но в черновой герой не меняется: перед покупкой цветов Андрей, как и Марат в пилотном эпизоде, выбивает деньги из подростков, тем самым окончательно превращаясь в уличного преступника. Поэтому концовка выглядит, с одной стороны, более дидактичной. А вот с другой — менее мелодраматической в сравнении с шаблонной официальной версией. В переснятом эпизоде нас ожидало аж два схематичных финала: Пальто и Адидас пытаются измениться или убежать, зритель уже радуется триумфу героев, но за несколько минут до развязки мечты персонажей терпят крах.
Кроме того, слитая концовка выглядит куда трагичнее, о чем говорит завершение арки истории Марата. Он также избивает преступника в туалете, а потом оказывается вместе с комсомолами в сауне: все пьют и бегают голые. Сам же младший Адидас сидит понурый и потерянный. Герой лишился всего, что ему было дорого — и оставшуюся жизнь будет скитаться без близких, друзей и надежд.
«Забракованная» концовка как бы подчёркивает безысходность положения не только центральных персонажей, но и всей страны: им некуда идти и не на кого надеяться — а власть имущие просто используют остальных для продвижения по карьерной лестнице. Выпущенный компромиссный финал наоборот подчёркивает: в стране есть и остаются, в общем-то, нерушимые институты. Возможно, именно поэтому авторы вычеркнули компрометирующие сцены с комсомольцами: в одной из них мы узнаем, что председатель дружинников сам подсунул Марату устав, который помог верно ответить на вопросы комиссии — активист не так прост и чист, как могло показаться.
Я здесь, за эту улицу стою: почему «Слово пацана» так популярен и причем здесь мемы?
Секрет популярности «Слово пацана» чуть сложнее, чем кажется. Самый очевидный ответ звучит так: сериал изобилует извечно притягательными образами антигероев. «Сопрано», «Во все тяжкие» и другие шоу с противоречивыми персонажами, во-первых, показывают зло на расстоянии вытянутой руки — со всеми недостатками и человеческими страхами, — а во вторых, демонстрируют качества, часто чуждые зрителю: маскулинность, самоуверенность и возмутительная решительность поступать неправильно. Мафия и обычные преступники выступают проводниками в новую философию: в головах персонажей-беззаконников общественная мораль деформируется — и это возможность взглянуть со стороны на такие ценности, как верность, любовь и предательство.
«Слово пацана» удивительно злободневный сериал. Он показывает, как разрушаются все нравственные устои, складывавшиеся в СССР: слова и обещания обесцениваются, силовые структуры становятся главными врагами, а жить как честный работяга уже невозможно — дешёвая работа быстро сводит в могилу или пристращает к рюмке. Разрушившаяся советская мораль сменяется новой, пацанской. Но уже следом вроде бы идейные бандиты, решившие взять власть и страну в свои руки, сами бесследно исчезают: на их место приходят холодные и бесчувственные прагматики вроде Кощея и Ильдара. Сюжет о диких 80-х неожиданно становится историей настоящего времени и отвечает на главный вопрос последних лет: «Как мы здесь оказались?».
Но есть и медийная причина. «Слово пацана» — просто очень вирусный сериал. Он дарит зрителю особый сленг, иерархию и паттерны поведения, которые многие воспроизводят в обычной жизни: как в шутку, так и всерьёз. Погружая публику в мир криминальных банд, шоу как бы само создаёт внутри себя сообщество: стать его частью можно лишь после просмотра хотя бы одного эпизода — и это притягивает новую аудиторию. А ещё «Слову пацана» просто повезло выйти в конкретный момент времени: в Tik-Tok разошлись пафосные уличные диалоги, чувственные нарезки с Ералашем, которого никто не забудет, а публика помоложе находила себе крашей даже среди второстепенных и третьестепенных героев — Зимы и Турбо.
Отшиваем пацана: стоит ли ждать второй сезон?
Создатели официально не анонсировали разработку второго сезона. А на страницах проекта в соцсетях опровергали новости о начале кастинга для новых эпизодов. Актёры также заявляют, что ничего не знают о продолжении. Однако развивать историю с теми же героями — очевидный путь в никуда. Даже несмотря на относительно открытые концовки, «Слова пацана» ставит точку в эпохе: те, кто претендовал на власть и силу, остались доживать свой век несчастными, сломленными и одинокими.