Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

11 реальных исторических персон, которых Голливуд «убил» вопреки реальным фактам

Конечно, верить в то, что кино может заменить подлинные документы и глубокое знание фактов, могут только самые наивные зрители, но раскрыть несколько наиболее заметных фактологических ошибок порой бывает просто необходимо

Добавить в закладки
Слухи о моей смерти…

Джонни Ринго

Кадр из фильма "Перестрелка в О.К. Коррал"

В городке Тумстоун штата Аризона 26 октября 1881 года на улице перед скотным двором произошло короткое, но яркое событие, вошедшее в историю США под названием «Перестрелка у корраля О-Кей»: встретившиеся лицом к лицу четверо представителей властей и пятеро бандитствующих ковбоев, как в классическом вестерне, навели друг на друга револьверы и открыли огонь. Стрельба продлилась всего полминуты, но жертвы в ней положили начало множеству кровавых событий, охвативших несколько американских штатов. Удивительно, но столь «камерному» событию посвящено немало фильмов, и один из них – «Перестрелка в О.К. Коррал» Джона Стерджеса, вышедший в 1967 году. Вот только от исторической правды он весьма далек – достаточно отметить, что один из преступников, Джонни Ринго, которого сыграл Джон Аирлэнд, на знаменитой дуэли даже не присутствовал и тем более не умирал. Ринго как раз стал жертвой кровопролитной войны шерифов и бандитов, последовавшей за перестрелкой, – через полгода молодой разбойник будет обвинен в убийстве одного из законников и закончит жизненный путь в канаве с простреленной головой.

Полковник Джеймс Фэннин

Промо-кадр к фильму "Форт Аламо"

Драма Джона Уэйна «Форт Аламо» является своеобразным аналогом «Армагеддона» Майкла Бэя, только если последний в пух и прах разбит физиками, астрономами и инженерами, то ленту о самом драматичном эпизоде Техасской революции анафеме предали историки. Лента настолько далека от реальности, что историки Дж. Фрэнк Доби и Лон Тинкл потребовали, чтобы их имена были удалены из титров, где они числились консультантами. Ошибок, нелепостей и несоответствий эпохе в картине достаточно, но самый смешной эпизод связан с полковником Фэннином, помощи от которого защитники Аламо ждут как манны небесной. Военачальник ни разу не показывается в кадре, но ближе к финалу гонец сообщает, что Фэннин вместе с войсками попал в засаду мексиканцев и погиб – это окончательно разбивает надежду на спасение, и оборона форта разваливается. Нельзя сказать, что сценарист безнадежно соврал, он просто подогнал условия под нужный ответ – Фэннин действительно был окружен мексиканцами, попал в плен и был расстрелян, вот только случилось это через три недели после того, как Аламо пал. Никак гонец был гостем из будущего.

Фрэнк Нитти

Кадр из фильма "Неприкасаемые"

Охота за Аль Капоне вдохновила многих сценаристов и режиссеров, но «Неприкасаемые» Брайана Де Пальмы заслуженно возвышаются над сонмом остальных картин о противодействии ФБР злодеяниям чикагской мафии. Однако от достоверности лента довольно далека, сценарист Дэвид Мэмет легко смещал акценты и тасовал факты, дабы выстроить удобную ему реконструкцию событий. Наиболее показательной фальсификацией фильма стал образ Фрэнка Нитти, одного из подручных Капоне, – в картине он якобы убил служителя закона, а затем был сброшен с крыши агентом Элиотом Нессом. На деле Нитти скорее был не громилой, а мозгом команды Аль Капоне, что помогло ему избежать судебных преследований (он отсидел всего 18 месяцев), а затем возглавить преступный синдикат. С жизнью «бухгалтер мафии» простился только в 1943-м, пустив себе пулю в голову во время очередной полицейской облавы.

Уильям Мердок

Кадр из фильма "Титаник"

Главная сюжетная линия знаменитого «Титаника» Джеймса Кэмерона – это, разумеется, выдумка. Не было никаких «Сердец океана», Роуз и Джек – всего лишь фантазия автора, как и их отношения. Зато несколько героев второго плана – персоны вполне реальные, требующие соответственного к себе отношения. С одним из них – офицером Уильямом Мердоком – у Кэмерона произошла некрасивая история. В фильме режиссер и сценарист выставил Мердока взяточником и паникером, он принял у Хокли деньги за место в спасательной шлюпке, застрелил двух пассажиров, пытавшихся занять место в чужой лодке, а потом пустил себе пулю в голову, осознавая свою вину за катастрофу, ведь именно он был дежурным на мостике в злополучную ночь. В действительности однозначных свидетельств об обстоятельствах смерти Мердока нет, кое-кто из спасшихся очевидцев утверждает, что офицер до последней минуты хранил самообладание, помогал эвакуировать пассажиров и даже бросал за борт деревянные шезлонги до той секунды, пока не скрылся под водой вместе с корпусом корабля. Так это или нет, но официально Уильям Мердок признан героем, а образ, продемонстрированный в фильме, потомками был назван неприемлемым. Дело едва не дошло до суда – студии Fox пришлось принести публичные извинения и выплатить денежную компенсацию.

Бенни «Левша» Руджеро

Кадр из фильма "Донни Браско"

Одна из самых колоритных криминальных драм 90-х – «Донни Браско» Майка Ньюэлла рассказывает реальную историю агента ФБР Джозефа Пистоне, который многие годы работал под прикрытием в банде «семья Бонанно». Под именем Донни Браско агент втерся в доверие к авторитету по кличке Левша, но тайна Пистоне раскрывается, и Левша превращается в «козла отпущения», ведь именно он поручился за нового члена «семьи». В фильме смерть Бенни Руджеро напрямую не показана, но в последних кадрах ленты герой Аль Пачино прощается с близкими, оставляет ценные вещи и отправляется на сходку с главами мафии, где его должны «казнить». В реальности же Левша не только не был убит, полиция взяла его еще до того, как Руджеро мог отправиться в «последний поход». Преступник пошел на сделку со следствием, получил 20 лет тюрьмы и даже успел выйти на свободу, прежде чем его доконал рак. В какой-то степени экранную судьбу Левши авторы срисовали с другого героя фильма – вот Черный Сонни, которого сыграл Майкл Мэдсен, действительно после раскрытия «крота» отправился на встречу с мафией и… был обнаружен лишь год спустя изрешеченный пулями и с отрубленными кистями рук.

Мария де Гиз

Кадр из фильма "Елизавета"

Пышная драма в исторических декорациях от режиссера Шекхара Капура «Елизавета» удостоилась семи номинаций премии «Оскар», но вот за работу с источниками сценаристу Майклу Херсту смело можно было бы ставить двойку – увлекшись разоблачением теории заговора противников восхождения Елизаветы на трон, автор насочинял околесицы. Больше всего досталось шотландской наследнице короны Марии де Гиз. В фильме отчаявшаяся одолеть северян с помощью войск Елизавета отправляет в Шотландию свое доверенное лицо сэра Фрэнсиса Уолсингема, а тот якобы на аудиенции умудряется конкурентку отравить. Историкам подобные факты неизвестны – Мария де Гиз не была отравлена, больше того, она даже не встречалась с Уолсингемом. Ответственность за смерть шотландской правительницы на Елизавету возлагать не принято, считается, что де Гиз страдала от водянки и к 44 годам пережила несколько сердечных приступов, один из которых и оказался фатальным.

Марк Аврелий

Кадр из фильма "Гладиатор"

Император Марк Аврелий – один из наиболее известных правителей Древнего Рима, его жизнь и деяния задокументированы современниками достаточно подробно, чтобы потомки не делали ошибки, описывая его судьбу. Тем не менее, именно Марку Аврелию регулярно «достается» от Голливуда – два наиболее известных фильма, где он выступает значимым персонажем, фальсифицировали его смерть. И в «Падении Римской Империи» Энтони Манна и в «Гладиаторе» Ридли Скотта Марк Аврелий становится жертвой заговора, хотя историкам отлично известно – римский император скончался от оспы в возрасте, почтенном для той эпохи – в 58 лет. И намеки на причастность к его гибели Коммода лишены каких-либо оснований, между правителями не было вражды, больше того, Коммод фактически делил с Марком Аврелием престол на протяжении трех лет. Но ведь для исторической драмы это не так колоритно, как мятеж и казнь.

Маркиз де Сад

Кадр из фильма "Перо маркиза де Сада"

История, показанная в драме «Перо маркиза де Сада», номинально относится к последним годам знаменитого аристократа, писателя, философа и политика графа де Сада, когда преклонных лет развратник был отправлен в психиатрическую лечебницу. Лента превращается едва ли не в детектив, когда дело доходит до отправки «на волю» рукописей де Сада – прачка, согласившаяся переправить сочинения писателя, идет на убийство, а сам маркиз, узнав об этом, сводит счеты с жизнью. Реальность совсем не так изобретательна, как Даг Райт, автор пьесы, положенной в основу сценария «Пера», – де Сад умер от банального астматического приступа, а его произведения вовсе не были так гонимы, как это демонстрируется в кино, роман «Жюстина», например, был опубликован в годы заключения писателя в «психушке». И, кстати, прачка Мадлен, сыгранная в фильме Кейт Уинслет, своего любовника пережила – тут нам тоже соврали.

Малыш Нельсон

Кадр из фильма "Джонни Д."

Как и историю поимки Аль Капоне, охоту на Джонни Диллинджера окутывает множество слухов и мистификаций, и если вы думаете, что Майкл Манн своим фильмом «Джонни Д.» тему закрыл, то вы жестоко ошибаетесь. Если в похождениях самого Диллинджера авторы картины как-то пытались соответствовать фактам (хотя и здесь лента является бездонным источником для придирок), то его подельникам досталось по полной программе – из них лепили что хотели. Дошло до того, что агенту ФБР Мелвину Первису даже приписали несколько дополнительных убийств – так, в сцене облавы в домике в Маленькой Богемии законник отправил на тот свет известного криминального авторитета Малыша Нельсона, в то время как сам Джонни Д. успешно ловушки избежал. На самом деле Джордж Нельсон по кличке Малыш не просто избежал той перестрелки, он пережил Диллинджера на четыре месяца и скончался лишь в ноябре 1934-го, нашпигованный 17 пулями федеральных агентов.

Адольф Гитлер

Кадр из фильма "Бесславные ублюдки"

«Бесславных ублюдков» Квентина Тарантино трудно назвать историческим фильмом, однако, если исключить из картины эпизод с гибелью Гитлера, события ленты вполне можно было бы назвать «разворачивающимися во Франции во время Второй мировой войны». В конце концов «Семнадцать мгновений весны» тоже весьма фривольно обходятся с историей и реальными персонажами, но нам же не приходит в голову называть знаменитый телефильм «альтернативной историей». «Ублюдки» несколько утрируют, но и карательные отряды, и мстительные француженки, и жестокие нацисты существовали, не было только расстрела и сожжения Адольфа Гитлера в кинотеатре. Здесь режиссер-хулиган действительно перебарщивает, но эпизод с кинотеатром в картине вполне органичен, в нем, собственно, и заключаются главные мысли фильма: возмездие, справедливость и превосходство кинематографа над любыми политическими и социальными формами.

Конуэлл Килер

Кадр из фильма "Охотники на гангстеров"

Еще одна картина о преследовании криминала в Америке 1920-1930-х годов, основанная на реальных событиях, и снова зритель сталкивается с наглой фабрикацией, предпринятой сценаристами и режиссером в угоду сюжету. Как наверняка помнят зрители, лента посвящена работе команды полицейских, пытающихся отправить за решетку преступного авторитета Микки Коэна, терроризировавшего Лос-Анджелес, вот в титульный отряд и входил специалист по прослушке Конуэлл Килер, роль которого исполнил Джованни Рибизи. В фильме Коэн заподозрил слежку и отправил своего телохранителя убить Килера, однако на самом деле эксперт по «жучкам» не только не был лишен жизни, реальный Конуэлл Килер пережил всех остальных коллег, едва не достиг 100-летнего возраста и – самое смешное – написал книгу, на которой основана картина Рубена Флейшера. В ней наверняка не было ни слова о том, как его самого задушили.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?