Конечно, верить в то, что кино может заменить подлинные документы и глубокое знание фактов, могут только самые наивные зрители, но раскрыть несколько наиболее заметных фактологических ошибок порой бывает просто необходимо
Джонни Ринго
В городке Тумстоун штата Аризона 26 октября 1881 года на улице перед скотным двором произошло короткое, но яркое событие, вошедшее в историю США под названием «Перестрелка у корраля О-Кей»: встретившиеся лицом к лицу четверо представителей властей и пятеро бандитствующих ковбоев, как в классическом вестерне, навели друг на друга револьверы и открыли огонь. Стрельба продлилась всего полминуты, но жертвы в ней положили начало множеству кровавых событий, охвативших несколько американских штатов. Удивительно, но столь «камерному» событию посвящено немало фильмов, и один из них – «Перестрелка в О.К. Коррал» Джона Стерджеса, вышедший в 1967 году. Вот только от исторической правды он весьма далек – достаточно отметить, что один из преступников, Джонни Ринго, которого сыграл Джон Аирлэнд, на знаменитой дуэли даже не присутствовал и тем более не умирал. Ринго как раз стал жертвой кровопролитной войны шерифов и бандитов, последовавшей за перестрелкой, – через полгода молодой разбойник будет обвинен в убийстве одного из законников и закончит жизненный путь в канаве с простреленной головой.
Полковник Джеймс Фэннин
Драма Джона Уэйна «Форт Аламо» является своеобразным аналогом «Армагеддона» Майкла Бэя, только если последний в пух и прах разбит физиками, астрономами и инженерами, то ленту о самом драматичном эпизоде Техасской революции анафеме предали историки. Лента настолько далека от реальности, что историки Дж. Фрэнк Доби и Лон Тинкл потребовали, чтобы их имена были удалены из титров, где они числились консультантами. Ошибок, нелепостей и несоответствий эпохе в картине достаточно, но самый смешной эпизод связан с полковником Фэннином, помощи от которого защитники Аламо ждут как манны небесной. Военачальник ни разу не показывается в кадре, но ближе к финалу гонец сообщает, что Фэннин вместе с войсками попал в засаду мексиканцев и погиб – это окончательно разбивает надежду на спасение, и оборона форта разваливается. Нельзя сказать, что сценарист безнадежно соврал, он просто подогнал условия под нужный ответ – Фэннин действительно был окружен мексиканцами, попал в плен и был расстрелян, вот только случилось это через три недели после того, как Аламо пал. Никак гонец был гостем из будущего.
Фрэнк Нитти
Охота за Аль Капоне вдохновила многих сценаристов и режиссеров, но «Неприкасаемые» Брайана Де Пальмы заслуженно возвышаются над сонмом остальных картин о противодействии ФБР злодеяниям чикагской мафии. Однако от достоверности лента довольно далека, сценарист Дэвид Мэмет легко смещал акценты и тасовал факты, дабы выстроить удобную ему реконструкцию событий. Наиболее показательной фальсификацией фильма стал образ Фрэнка Нитти, одного из подручных Капоне, – в картине он якобы убил служителя закона, а затем был сброшен с крыши агентом Элиотом Нессом. На деле Нитти скорее был не громилой, а мозгом команды Аль Капоне, что помогло ему избежать судебных преследований (он отсидел всего 18 месяцев), а затем возглавить преступный синдикат. С жизнью «бухгалтер мафии» простился только в 1943-м, пустив себе пулю в голову во время очередной полицейской облавы.
Уильям Мердок
Главная сюжетная линия знаменитого «Титаника» Джеймса Кэмерона – это, разумеется, выдумка. Не было никаких «Сердец океана», Роуз и Джек – всего лишь фантазия автора, как и их отношения. Зато несколько героев второго плана – персоны вполне реальные, требующие соответственного к себе отношения. С одним из них – офицером Уильямом Мердоком – у Кэмерона произошла некрасивая история. В фильме режиссер и сценарист выставил Мердока взяточником и паникером, он принял у Хокли деньги за место в спасательной шлюпке, застрелил двух пассажиров, пытавшихся занять место в чужой лодке, а потом пустил себе пулю в голову, осознавая свою вину за катастрофу, ведь именно он был дежурным на мостике в злополучную ночь. В действительности однозначных свидетельств об обстоятельствах смерти Мердока нет, кое-кто из спасшихся очевидцев утверждает, что офицер до последней минуты хранил самообладание, помогал эвакуировать пассажиров и даже бросал за борт деревянные шезлонги до той секунды, пока не скрылся под водой вместе с корпусом корабля. Так это или нет, но официально Уильям Мердок признан героем, а образ, продемонстрированный в фильме, потомками был назван неприемлемым. Дело едва не дошло до суда – студии Fox пришлось принести публичные извинения и выплатить денежную компенсацию.
Бенни «Левша» Руджеро
Одна из самых колоритных криминальных драм 90-х – «Донни Браско» Майка Ньюэлла рассказывает реальную историю агента ФБР Джозефа Пистоне, который многие годы работал под прикрытием в банде «семья Бонанно». Под именем Донни Браско агент втерся в доверие к авторитету по кличке Левша, но тайна Пистоне раскрывается, и Левша превращается в «козла отпущения», ведь именно он поручился за нового члена «семьи». В фильме смерть Бенни Руджеро напрямую не показана, но в последних кадрах ленты герой Аль Пачино прощается с близкими, оставляет ценные вещи и отправляется на сходку с главами мафии, где его должны «казнить». В реальности же Левша не только не был убит, полиция взяла его еще до того, как Руджеро мог отправиться в «последний поход». Преступник пошел на сделку со следствием, получил 20 лет тюрьмы и даже успел выйти на свободу, прежде чем его доконал рак. В какой-то степени экранную судьбу Левши авторы срисовали с другого героя фильма – вот Черный Сонни, которого сыграл Майкл Мэдсен, действительно после раскрытия «крота» отправился на встречу с мафией и… был обнаружен лишь год спустя изрешеченный пулями и с отрубленными кистями рук.
Мария де Гиз
Пышная драма в исторических декорациях от режиссера Шекхара Капура «Елизавета» удостоилась семи номинаций премии «Оскар», но вот за работу с источниками сценаристу Майклу Херсту смело можно было бы ставить двойку – увлекшись разоблачением теории заговора противников восхождения Елизаветы на трон, автор насочинял околесицы. Больше всего досталось шотландской наследнице короны Марии де Гиз. В фильме отчаявшаяся одолеть северян с помощью войск Елизавета отправляет в Шотландию свое доверенное лицо сэра Фрэнсиса Уолсингема, а тот якобы на аудиенции умудряется конкурентку отравить. Историкам подобные факты неизвестны – Мария де Гиз не была отравлена, больше того, она даже не встречалась с Уолсингемом. Ответственность за смерть шотландской правительницы на Елизавету возлагать не принято, считается, что де Гиз страдала от водянки и к 44 годам пережила несколько сердечных приступов, один из которых и оказался фатальным.
Марк Аврелий
Император Марк Аврелий – один из наиболее известных правителей Древнего Рима, его жизнь и деяния задокументированы современниками достаточно подробно, чтобы потомки не делали ошибки, описывая его судьбу. Тем не менее, именно Марку Аврелию регулярно «достается» от Голливуда – два наиболее известных фильма, где он выступает значимым персонажем, фальсифицировали его смерть. И в «Падении Римской Империи» Энтони Манна и в «Гладиаторе» Ридли Скотта Марк Аврелий становится жертвой заговора, хотя историкам отлично известно – римский император скончался от оспы в возрасте, почтенном для той эпохи – в 58 лет. И намеки на причастность к его гибели Коммода лишены каких-либо оснований, между правителями не было вражды, больше того, Коммод фактически делил с Марком Аврелием престол на протяжении трех лет. Но ведь для исторической драмы это не так колоритно, как мятеж и казнь.
Маркиз де Сад
История, показанная в драме «Перо маркиза де Сада», номинально относится к последним годам знаменитого аристократа, писателя, философа и политика графа де Сада, когда преклонных лет развратник был отправлен в психиатрическую лечебницу. Лента превращается едва ли не в детектив, когда дело доходит до отправки «на волю» рукописей де Сада – прачка, согласившаяся переправить сочинения писателя, идет на убийство, а сам маркиз, узнав об этом, сводит счеты с жизнью. Реальность совсем не так изобретательна, как Даг Райт, автор пьесы, положенной в основу сценария «Пера», – де Сад умер от банального астматического приступа, а его произведения вовсе не были так гонимы, как это демонстрируется в кино, роман «Жюстина», например, был опубликован в годы заключения писателя в «психушке». И, кстати, прачка Мадлен, сыгранная в фильме Кейт Уинслет, своего любовника пережила – тут нам тоже соврали.
Малыш Нельсон
Как и историю поимки Аль Капоне, охоту на Джонни Диллинджера окутывает множество слухов и мистификаций, и если вы думаете, что Майкл Манн своим фильмом «Джонни Д.» тему закрыл, то вы жестоко ошибаетесь. Если в похождениях самого Диллинджера авторы картины как-то пытались соответствовать фактам (хотя и здесь лента является бездонным источником для придирок), то его подельникам досталось по полной программе – из них лепили что хотели. Дошло до того, что агенту ФБР Мелвину Первису даже приписали несколько дополнительных убийств – так, в сцене облавы в домике в Маленькой Богемии законник отправил на тот свет известного криминального авторитета Малыша Нельсона, в то время как сам Джонни Д. успешно ловушки избежал. На самом деле Джордж Нельсон по кличке Малыш не просто избежал той перестрелки, он пережил Диллинджера на четыре месяца и скончался лишь в ноябре 1934-го, нашпигованный 17 пулями федеральных агентов.
Адольф Гитлер
«Бесславных ублюдков» Квентина Тарантино трудно назвать историческим фильмом, однако, если исключить из картины эпизод с гибелью Гитлера, события ленты вполне можно было бы назвать «разворачивающимися во Франции во время Второй мировой войны». В конце концов «Семнадцать мгновений весны» тоже весьма фривольно обходятся с историей и реальными персонажами, но нам же не приходит в голову называть знаменитый телефильм «альтернативной историей». «Ублюдки» несколько утрируют, но и карательные отряды, и мстительные француженки, и жестокие нацисты существовали, не было только расстрела и сожжения Адольфа Гитлера в кинотеатре. Здесь режиссер-хулиган действительно перебарщивает, но эпизод с кинотеатром в картине вполне органичен, в нем, собственно, и заключаются главные мысли фильма: возмездие, справедливость и превосходство кинематографа над любыми политическими и социальными формами.
Конуэлл Килер
Еще одна картина о преследовании криминала в Америке 1920-1930-х годов, основанная на реальных событиях, и снова зритель сталкивается с наглой фабрикацией, предпринятой сценаристами и режиссером в угоду сюжету. Как наверняка помнят зрители, лента посвящена работе команды полицейских, пытающихся отправить за решетку преступного авторитета Микки Коэна, терроризировавшего Лос-Анджелес, вот в титульный отряд и входил специалист по прослушке Конуэлл Килер, роль которого исполнил Джованни Рибизи. В фильме Коэн заподозрил слежку и отправил своего телохранителя убить Килера, однако на самом деле эксперт по «жучкам» не только не был лишен жизни, реальный Конуэлл Килер пережил всех остальных коллег, едва не достиг 100-летнего возраста и – самое смешное – написал книгу, на которой основана картина Рубена Флейшера. В ней наверняка не было ни слова о том, как его самого задушили.