Противостояние Тони Старка и Стива Роджерса, штурмующее сегодня кинотеатры по всему миру, критики и фанаты уже окрестили самым драматическим зрелищем в истории комикс-экранизаций
Встреча с призраком
Невозможно воспринимать картину Алекса Пройаса в отрыве от трагедии, развернувшейся на съемочной площадке, – исполнитель главной роли Брэндон Ли погиб в результате несчастного случая с плохо заряженным бутафорским пистолетом. Однако и в самой картине достаточно драмы. Возьмем хотя бы сцену с возвращением Эрика к могиле своей возлюбленной. Только что вернувшийся с того света мститель крушил и убивал, а теперь он в слезах лежит у надгробия. Появление призрака Шелли означает одно – миссия выполнена, и Эрик может упокоиться с миром. Добавьте к этому тот факт, что автор исходного комикса приступил к работе над «Вороном» после того, как его невеста была сбита насмерть пьяным водителем, и комок в горле вам обеспечен.
Последние слова дяди Бена
Дважды запущенная в течение десяти лет (а сейчас назревает и третья попытка) франшиза о Человеке-пауке обязательно обращается в своих картинах к теме обретения Питером Паркером смысла в использовании своих суперспособностей. Происходит это в трагический момент гибели дяди Бена, но первые зерна посажены задолго до этого. За несколько часов до смерти дядя отвозит Питера в библиотеку (племянник соврал), и в дороге случается ссора, завершающаяся словами: «Ты мне не отец!» Жестоко, но еще хуже было бы, если бы это были последние слова, произнесенные Питером человеку, его воспитавшему. Поэтому услышать дядю Бена еще раз для подростка было крайне важно.
Гибель Джин Грей
Даже после выхода «Темного рыцаря» и «Железного человека» «Люди Икс 2» остаются одним из самых лучших супергероических фильмов в истории кино, а уж слезливый финал со смертью одного из центральных персонажей и вовсе выводит картину Брайана Сингера на недосягаемую орбиту. Важно помнить, что «Люди Икс» появились на заре комиксового бума, поэтому убийство ведущего персонажа франшизы было как минимум смелым шагом. Да-да, мы говорим о Джин Грей, героине Фамке Янссен, пожертвовавшей собой ради других мутантов, буквально остановившей и перенаправившей потоки воды, хлынувшие через разрушенную плотину. По-настоящему трагичной эту гибель делает даже не сам подвиг, а реакция на него остальных – зритель видит горе каждого из спасенных, боль от этого лишь умножается.
Убийство Уэйнов
Сцена убийства родителей Брюса Уэйна – пожалуй, самый растиражированный в кино и на ТВ эпизод из комикс-экранизаций. «Убивал» чету Уэйнов Тим Бертон в своем «Бэтмене», застрелил их Зак Снайдер в недавнем «Бэтмене против Супермена», даже сериал «Готэм» начался именно с этого, безусловно, ключевого момента. Возможно, к этой сцене вернется и Бен Аффлек в своем сольнике о Брюсе Уэйне. Но в качестве эталона мы выбрали версию Кристофера Нолана. Никакого слоу-мо, никаких шуток и резких движений, лишь спокойствие мужа и отца, защищающего свою семью. И даже смерть Томас Уэйн принимает с особенным достоинством, оставляя сыну единственно возможные слова утешения: «Ничего не бойся». Пронзительнейшая сцена, задающая тон всей трилогии.
Письмо Валери
Экранизация графического романа «V значит вендетта» не была похожа ни на что иное, вышедшее на экраны в самом начале нового века, – да и до сих пор работа Джеймса МакТига остается знаковой картиной. В чем секрет? В удивительной реалистичности демонстрируемого фашистского режима, героическом экшене и драматической нотке, сопровождающей становление главной героини. Ключевой сценой для понимания происходящего стал эпизод с прочтением письма заключенной по имени Валери, последние слова которой в своей камере находит Иви. В этом письме есть все – и первая влюбленность, и конфликт с учителем, и непонимание родителей, и в финале гонения со стороны государства за гомосексуальную связь. Любовь, обернувшая смертью, – может ли что-то быть трагичнее?
Мать Магнето
После не слишком удачных «Людей Икс 3» и «Люди Икс: Начало. Росомаха» на плечи Мэттью Вона легла большая ответственность – вернуть к жизни некогда славную франшизу, и то, что он сделал с «Первым классом», заслуживает восхищения. Никогда еще супергерои не были столь эмоциональны и так драматично мотивированы. В первую очередь вспоминается, конечно, Магнето – и дело не только в той сцене пролога, где юный Эрик сталкивается с ужасом нацистов. Не забывайте, что в силе Эрика кроется и его слабость – ненависть, питаемая жаждой мести нацистам, может обернуться и в положительную сторону, если помнить хорошие, светлые моменты своей жизни. Чарльз Ксавье будит в Эрике теплые воспоминания о матери, но поздно.
Самоубийство Брюса Бэннера
Марку Руффало на съемках «Мстителей» единственному пришлось дебютировать в большой компании супергероев, у которых уже было по фильму (даже Джереми Реннер к тому времени успел засветиться в «Торе» в небольшом камео). Но за то зрители и любят Марка, что он действительно большой актер, способный вписаться в любую историю и, что немаловажно, тащить ее на себе. Новый Брюс Бэннер очаровал фанатов фирменной мягкостью Руффало, и в то же время в этом герое всегда чувствуется напряжение. В этой гремучей смеси рождается один из самых трогательных монологов картины: «Думаете, я не пробовал себя убить?» В этот момент монстр Халк выглядит большим человеком, чем все остальные персонажи ленты.
Приступ паники
На контрасте с предыдущим пунктом хотим напомнить, что в «Железном человеке 3» Брюс Бэннер – самый смешной персонаж. Но речь пойдет, конечно, не о нем – третий сольник Тони Старка посвящен тому, как Железный человек переживает кризис, отраженный в «Мстителях», свой акт самопожертвования и нахождение на волосок от гибели. Тяжело переживает. Срывается. И сцена с приступом паники, возникшим на ровном месте, характеризует состояние героя лучше всего – Тони в ужасе запрыгивает в костюм, опасаясь худшего, но анализы показывают, что это не инфаркт и не отравление, всего лишь банальный страх. Но видеть в таком состоянии недавнего спасителя человечества очень больно.
Встреча Стива и Пегги
Сцена, которая первоначально предназначалась для «Мстителей», была оставлена создателями франшизы на потом – большой кроссовер и без того был перенасыщен эмоциями. А вот «Первому мстителю» в сиквеле нужно было затронуть зрителей чем-то душевным, и встреча Стива и Пегги – лучший способ завести сторонников. Расставшиеся в 1943-м влюбленные встречаются только теперь, когда Пегги уже за 90, и если прикрыть глаза на не самый удачный грим Хейли Этвелл, то сцена получилась очень красивой. И грустной. Ведь Пегги каждый раз переживает встречу со Стивом заново, а это больно – видеть любимого молодым тогда, когда у тебя счет идет на дни.
Смерть матери
Удивительно, но один из самых веселых фильмов киновселенной Marvel стартует с очень печальной ноты – мы видим юного Питера Квилла, который приходит к постели смертельно больной матери в ее последний день. Ужаснейшая сцена, но она дарит зрителю необыкновенно прочную эмоциональную связь с героем, это пригодится в будущем. Но до того, как Звездный Лорд пустится в свои приключения, маленький Питер побоится подать руку матери – очень грустный момент, благо в финале героя ждет искупление, когда он должен объединиться с друзьями ради спасения вселенной.