Занимательнейшая реалистичная космическая драма о том, как выжить на Марсе с картошкой и скотчем
Спешно эвакуируясь с Марса во время песчаной бури, экспедиция НАСА оставляет на планете ботаника Марка Уотни (Мэтт Деймон). Космонавты думают, что их коллега погиб, но на деле оторванная бурей антенна лишь пробила биомонитор Марка и «вырубила» ученого. Придя в себя, Уотни осознает, что он один на планете, что больше никто не знает о том, что он выжил, и что следующая экспедиция прилетит на Марс лишь через четыре года и приземлится в совсем другом месте. Поскольку привезенные с Земли запасы на такой срок не рассчитаны, Марку приходится самостоятельно выращивать пищу и придумывать, как связаться с НАСА.
Новый блокбастер Ридли Скотта, основанный на книге программиста и начинающего писателя Энди Уира, принадлежит к той редкой разновидности космического кино, которую нельзя назвать «фантастикой». Роман Уира написан со всем уважением к науке и инженерии, и в нем не фигурируют ни инопланетяне, ни временные порталы, ни «завиральные» технологии вроде световых мечей и гиперпрыжков. По словам автора, в «Марсианине» неправдоподобна лишь песчаная буря из зачина, слишком сильная для реальной марсианской погоды (Уир не смог придумать лучшее объяснение экстренной эвакуации). В остальном книга столь реалистично моделирует пути выживания и спасения Уотни, что боссы НАСА рекомендуют ее тем своим подчиненным, кто планирует экспедиции на Марс.
Правдоподобие и научная точность фильма Скотта – это одновременно и его достоинство, и недостаток. Подобно «Аполлону-13», «Марсианин» – именины сердца для зрителей, которые обожают наблюдать, как талантливые люди решают сложные инженерные проблемы и выживают в кошмарных условиях. Сперва чудеса предприимчивости проявляет лишь Марк, но затем, когда на Земле узнают, что ботаник выжил, ломать голову начинает целый батальон персонажей – американские ученые, конструкторы и сотрудники ЦУПа, космонавты из экспедиции Уотни и даже китайские «товарищи», которые к полетам на Марс отношения не имеют, но не могут не помочь, когда на кону стоит судьба замечательного человека.
За вычетом пиарщицы НАСА в исполнении Кристен Уиг (она нужна сценарию, чтобы было кому задавать глупые вопросы и получать умные ответы), все эти герои такие одаренные и изобретательные, что душа поет, когда смотришь, как они трудятся во имя общего дела. При этом «Марсианин» ждет от зрителей пытливости и внимания, но не требует высшего технического образования, поскольку фильм наглядно, в стиле Чапаева с картошкой, разъясняет все, что может поставить публику в тупик. Картина Скотта из тех редчайших голливудских постановок, которые одновременно развлекают публику, образовывают ее и чествуют знания и интеллект, а не умение спускать курок и бить морды. Те же зрители, кто поклоняется клейкой ленте, наверняка выделят для диска с фильмом отдельную полочку в своем домашнем святилище. Кто бы мог подумать, что клейкая лента столь полезна для ремонта в космосе!
С другой стороны, «Марсианин» разочарует тех, кто любит истории о человеческих конфликтах и о духовном росте. Все герои фильма работают как одна команда, и единственный конфликт «Марсианина» – противостояние хорошего с лучшим (директор НАСА не хочет рисковать жизнями космонавтов, а начальник полета считает, что это решение должны принять астронавты). В свою очередь, Уотни предстает столь несгибаемым героем, что нет ощущения, будто Марс может его сломать, как бы планета ни старалась. Даже в самые страшные мгновения Марк лишь выказывает свое неудовольствие парой ругательств и бойких шуток и продолжает выживать, ни на секунду не поддаваясь отчаянию. Помните споры героя «Изгоя» с волейбольным мячиком, подчеркивающие тоску и одиночество «робинзона»? Уотни в таких психологических подпорках не нуждается, и одиночество не сводит его с ума, хотя он – самый одинокий человек во Вселенной. Конечно, космонавту положено быть суперменом, и гагаринское обаяние Деймона в роли Уотни весьма уместно (равно как и остроумие персонажа). Но гиперкомпетентность персонажа превращает подвиг почти в рутину, и драматизм повествования от этого явно страдает.
Не идет на пользу картине и то, что грозящие Уотни опасности обычно описываются так: «Через несколько месяцев герой может умереть от голода». Фильму нужны «долгие» проблемы, чтобы у персонажей было достаточно времени на их решение, но блокбастерный кинодраматизм требует сиюминутности и даже сиюсекундности. В «Марсианине» же можно по пальцам одной руки пересчитать ситуации, когда герои должны действовать моментально. Заметьте, «герои», а не только Уотни. У него таких ситуаций всего три – в начале фильма, в середине и в финале. Это не совсем то сюжетное напряжение и драйв, которых ждешь от космического блокбастера. Тот же «Аполлон-13» был динамичнее и драматичнее. Впрочем, кульминация «Марсианина» куда мощнее, чем концовка фильма Рона Ховарда.
Подбор актеров тоже заслуживает похвалы. Когда подобная картина, при всей ее спецэффектности, оказывается на 80% разговорной, очень важно, чтобы умные вещи говорили харизматичные исполнители, а они в «Марсианине» бродят стадами. Проще сказать, кого у Скотта не играют звезды (если не Голливуда, то телевидения или иностранного кино), чем перечислить всех примечательных исполнителей. Да, они не играют на всю катушку, поскольку это право лента предоставляет лишь Деймону, и их поклонники могут быть разочарованы тем, чем в фильме занимаются Шон Бин или, скажем, Маккензи Дэвис из сериала «Остановись и гори». Но в контексте «Марсианина» эти жертвы оправданны, и картина бы развалились, если бы каждый тянул одеяло на себя.
Напоследок мы должны упомянуть то, что нас более всего расстроило. В фильме ни разу не упоминается российская космонавтика! Конечно, кто девушку ужинает, тот ее и танцует, и, снимая кино, а не организуя реальную экспедицию на Марс, голливудцы и их китайские партнеры вправе были устроить междусобойчик без королевского ЦУПа. Но ни одного упоминания главной космической державы – это слишком! Среди шести космонавтов экспедиции Уотни пять американцев и один немец. Почему нельзя было заменить одного из американцев на русского? В фантастике это получается – вспомним «Стартрек», – а реалистичному космическому кино что, мама не велит? Или китайцы настояли на эксклюзивности? Но немец же в фильм как-то попал…
С 8 октября в кино.