Обзор иностранной прессы по фильму «Сталинград»
Итак, с момента выхода «Сталинграда» прошло почти полгода. За это время фильм Федора Бондарчука успел побить кассовый рекорд России, что, впрочем, было не так уж сложно, и пойти по миру. Первая российская лента в формате IMAX-3D добралась до Китая, Европы и Северной Америки. 28 февраля картина вышла в ограниченный американский прокат, и на этой неделе ей покорился миллионный рубеж. Нас, правда, интересуют не сборы, нас волнует восприятие.
Для начала пробежимся по нескольким осенним рецензиям, появившимся на страницах отечественных СМИ. Если кратко, то посыл следующий: визуальная составляющая достойная, сюжетная сомнительная, историческая неудовлетворительная.
«Как говорили в советской смешной телепередаче – о чем этот фильм? Да ни о чем. Он про красивую картинку, без какой бы то ни было попытки смыслового наполнения. Показана Сталинградская битва? Нет. Показан подвиг наших бойцов? Нет», – свирепствовал в своем ревью всеми любимый «Гоблин» Дмитрий Пучков (Oper.ru).
«Получилось красиво, эффектно, местами трогательно, но при чем здесь Великая Отечественная война и Сталинградская битва — так и осталось загадкой», – более снисходителен Станислав Никулин (Киномания).
«В общем и целом “Сталинград” не хочется сильно ругать, поскольку кино, выражаясь новейшим русским языком, “смотрибельное”. Оно имеет шикарный визуал и некоторое моменты, берущие за душу», – пишет Василий Марин (25-й кадр).
«Печально, что из-за желания одновременно развлекать и пугать “Сталинград” превратился в кино про войнушку для 12-летних», – пеняет на отсутствие стержня Сергей Оболонков (Lenta.ru).
«”Сталинград” стоит увидеть. Не как особенно проникновенное или особенно эпическое военное повествование, а как насыщенное и разнообразное зрелище, где каждый найдет сцены, которые ему понравятся», – заключает Борис Иванов (ваш любимый Film.ru).
В США ленту приняли примерно так же, и, как ни странно, общая мысль рецензий была аналогичной. Само собой, американцы не уселись за учебники истории, не стали вникать в российскую ментальность, а лишь мыслили общими категориями. Так или иначе, общий итог следующий: визуальная составляющая не лишена достоинств, сюжетное наполнение не представляет ценности.
«”Сталинград” – это эпичное трехмерное зрелище лишь с одной гранью», – точнее других отразил увиденное Крис Нэшэтуэй (Chris Nashataway/Entertainment Weekly).
«Что привлекает, так это почти навязчивая грандиозность. В каждой сцене найдется взрыв, снятый в слоу-мо, момент, запечатленный дрейфующей камерой, компьютеризированный серый пейзаж и залихватский инструментальный саундтрек композитора “Твин Пикс” Анджело Бадаламенти. В Голливуде такое тоже снимают; по правде говоря, российский хай-тек отбеливатель “пьется” так же гладенько, как и водка», – не обошелся без российской «пасхалки» Джошуа Роткопф (Joshua Rothkopf/Time Out New York).
Его британский коллега Том Хаддлстоун (Tom Huddlestone/Time Out London) разобрался без рюмки на столе: «”Сталинград” впечатляет пиротехникой, но чего-то весомого не хватает. В данном случае оригинальности и запоминающихся героев».
«В целом “Сталинград” – это эксцентричное варево, приготовленное наполовину из путинского ура-патриотизма и наполовину из военной мелодрамы. Подано все это в стенах великолепно воссозданного разрушенного города. Также в наличии бой в стиле видеоигры, который, похоже, навеян батальными сценами из фильмов про боевые искусства или даже зомби-хоррорами», – озадаченно отметил Лиам Лэйси (Liam Lacey/The Globe and Mail).
Больше всех «Сталинграду» досталось от Джей Вайссберга (Jay Weissberg/Variety), который не смог оценить картинку и дивился нелепостям сюжета: «Наступления сняты с помощью вездесущего слоу-мо, дабы получше показать, как тела взмывают в воздух. Все это как-то неуместно выглядит, тем более что вкупе с однотонными красками пейзажа и слабым сюжетом, которому недостает мало-мальски внятной боевой стратегии, все сливается воедино».
Также не в восторге осталась Стефани Мэрри (Stephanie Merry/The Washington Post): «”Сталинград” быстро затягивает за счет технических элементов и так же быстро отталкивает своим сюжетом».
Как бы то ни было, не будем заканчивать разгромными отзывами – внесем нотку наивного восторга и громких авансов от обычно сварливого Мика ЛяСалля (Mick LaSalle/San Francisco Chronicle): «После провального начала фильм провисает то тут, то там, “Сталинград” набирает ход и не отпускает до самого конца, причем не только в культурном плане, но и по части драмы. К слову, “Сталинград” поставил Федор Бондарчук, сын Сергея Бондарчука, который снял Бородинское сражение в “Войне и мире”. Эта батальная сцена до сих пор считается одной из величайших реконструкций битв в истории кино. Так что папа бы гордился».