Обзор иностранной прессы по фильмам «Не угаснет надежда» и «Забойный реванш»
Обзор иностранной прессы по фильмам «Не угаснет надежда» и «Забойный реванш»
В последние три года голливудский кинематограф переживает своего рода старческое обострение. Актеры в возрасте от 60 до 80 теперь занимают заметную долю рынка, а студии делают на них немалую ставку. Старики не только нравятся стандартному зрителю, но и притягивают более возрастных любителей кино. Открыт новый сегмент аудитории, который приносит продюсерам и боссам стабильный доход. Как итог гиганты кинорынка охотно эксплуатируют ветеранов, а те рады стараться. Порой кажется, что некоторые из них, как Джек Николсон и Морган Фриман, составили себе список, пункты которого нужно выполнить, пока не сыграл в ящик, – кто-то пробует новенькое, а кто-то напоследок решил потешить себя любимым делом.
Роберту Редфорду 77 лет… Что за неведомая тяга к приключениям, когда прожито уже три четверти века? Неужели обладатель двух золотых статуэток и живая легенда кино поддался общему тренду? Пожалуй, и да, и нет. Редфорд не давал о себе знать на протяжении пяти лет, то есть со времен «Львов для ягнят», зато теперь у него в фильмографии значится пара-тройка инди и комикс-блокбастер «Первый мститель».
«Не угаснет надежда» как раз входит в число тех самых инди. Это тот самый случай, когда актеру, во-первых, понравился сценарий, а во-вторых, польстило, что проект написан специально под него.
За сюжет отвечает Джей Си Чендор – многообещающий фильммейкер, который умудрился попасть в число номинантов на «Оскар» с дебютным фильмом. Первые строки сценария легли на бумагу еще осенью 2010 года, когда Джей Си с монтажерами шлифовал «Предел риска».
«Фильм начинается с письма, которое вслух читает закадровый голос Редфорда, его я написал первым, – рассказывает Джей Си Чендор (Variety). – Писал я его, пока ездил на поезде туда и обратно между Нью-Йорком и Провиденсом. Там стояли те самые лодки, которые обычно покупает себе средний класс. Их отставили на зиму, и они навевали тоску, ведь большую часть своей жизни эти лодки стояли без дела. Об этом я и начал писать в письме».
К марту сценарий был готов, и Чендор отнес его Редфорду. Роберт быстро осилил 31 страницу, впечатлился, нашел спонсоров и помог собрать команду. В итоге престарелый герой отправился в одиночку покорять на маленькой яхте Индийский океан. На бескрайних водах он наткнулся на дрейфующий контейнер, потерял судно и остался посреди синей глади на спасательном плоту – получилась бюджетная и более реалистичная версия «Жизни Пи».
«Это размышление на тему смертности человека, поразительно похожее на “Гравитацию”, не говоря уж о “Старике и море”. Фильм восхитительно снят, в нем множество деталей, которые наглядно демонстрируют, насколько изобретателен матрос», – пишет Джо Моргенштерн (Joe Morgenstern/The Wall Street Journal).
Да, Редфорд и Чендор продолжают тему «Гравитации»: один человек, брошенный на растерзание обстоятельствам. Только вместо космоса океан, в котором плавает бесхозный контейнер, – видимо, Том Хэнкс и сомалийские пираты обронили.
«Фильм захватывает видами кружащих вокруг плота акул, красотами переливающегося в воде солнца и агонией человека, лишившегося надежды, – делится своими впечатлениями Кайл Смит (Kyle Smith/New York Post). – В какой-то момент я был убежден, что сейчас рядом в воду плюхнется Сандра Буллок в своей космической капсуле, и ее вместе с главным героем подберет Том Хэнкс».
Само собой, Чендору сложно конкурировать с «Жизнью Пи», «Гравитацией» и «Капитаном Филипсом» – хотя бы потому, что бюджет у него всего 9 миллионов. В итоге режиссер решил играть на других козырях – Редфорде и операторской работе.
У Чендора нет таких талантливых CGI-спецов, как у Энга Ли, нет таких ресурсов, как у Пола Гринграсса, чтобы спустить на воду целый корабль, и нет таких высокотехнологичных девайсов, как у Альфонсо Куарона, зато есть Питер Зуккарини – оператор, специализирующийся на подводных съемках. Зуккарини работал над «Пиратами Карибского моря» и десятком различных документалок. Как только на него вышел Чендор, он сразу же предоставил ему список мест, куда можно забросить Редфорда и съемочную группу. Выбрали Багамы.
«Мы превратили природу в студию для Джей Си», – вспоминает Зуккарини (The New York Times).
Режиссер работал на платформе, которую сконструировали на поверхности воды. Под воду уходил кабель, и на глубине 2,5 метра работал со специальной камерой Зуккарини. При этом картинка в реальном времени поставлялась наверх, и Чендор командовал в прямом эфире.
«Масштаб фильма ограничен, но это никак не вредит фильму: “Не угаснет надежда” – это четкая идея, которая очень искусно реализована», – отметил работу съемочной группы Робби Коллин (Robbie Collin/The Telegraph).
Второй козырь – Роберт Редфорд, это уже поголовно подтвердили все критики и конкурсная комиссия «Золотого глобуса», включившая 77-летнего актера в номинацию как лучшего в драматическом фильме.
«Присутствие Роберта Редфорда придает персонажу если не глубины, то веса, потому что он привнес в фильм то, чем он прославился в других лентах. Герои Редфорда кажутся невозмутимыми вот уже 40 лет: иногда хладнокровными, иногда самоуверенными, но всегда под стать ситуации», – вынес свой вердикт Лоуренс Топпмэн (Lawrence Toppman/Charlotte Observer).
В Россию драму «Не угаснет надежда» океан занесет 16 января.
Сильвестру Сталлоне 67 лет, и он избрал несколько иной путь. Прежде чем завершить карьеру, звезда боевиков решил сняться в фильмах, которые нравятся лично ему и полностью соответствуют его имиджу. Так появились «Неудержимые», а вслед за ними и «Забойный реванш». Сталлоне снова влез в шкуру Рокки (неофициально) и осуществил мечту всех фанов, грезивших о матче Бальбоа – ЛаМотта, затащив в проект Роберта Де Ниро.
У руля картины поставили Питера Сигала, снявшего «Все или ничего», «50 первых поцелуев» и «Управление гневом». На поддержку Сталлоне и Де Ниро позвали обаятельного чернокожего комика Кевина Харта и еще одного ветерана – 79-летнего Алана Аркина.
На студийных предпоказах продюсеры сочли, что лента удалась, и отвели ей рождественскую дату релиза.
«Этот фильм потаскает вас по рингу и отправит в нокдаун на Рождество», – пытался нахвалить ленту перед премьерой Алан Аркин (OnTheRedCarpet.com). Но нокдаун – это же не нокаут; поразить зрителей не удалось. Рождественскую кассу не собрали, критиков не впечатлили.
«”Забойный реванш” никак не определится, чем он хочет быть. Фильм мечется между шутливой комедией о стареньких боксерах и чем-то более драматичным и чувственным», – остался в недоумении Марк Олсен (Mark Olsen/Los Angeles Times).
«Смотреть, как Де Ниро и Сталлоне издеваются над своими культовыми ролями, ни разу не приятно. Наоборот, очень, очень, очень грустно», – печалится Питер Траверс (Peter Travers/Rolling Stone).
«К счастью, сильные актеры второго плана отыгрывают за безразличных главных героев. Великолепный дуэт Кевина Харта и Алана Аркина выходит на первый план, и, когда эти двое на экране, наступает приступ истерического смеха», – нашел в «Забойном реванше» плюс Стефан Мэрри (Stephaine Merry/The Washington Post).
«”Забойный реванш” – тот фильм, когда победитель получает все, а проигравший покупал билет», – безапелляционен Стив Персэлл (Steve Persall/Tampa Bay Times).
В российский прокат «Забойный реванш» выходит в один день с «Не гаснущей надеждой» – 16 января. На что идти, решать вам.