Еще совсем недавно, до того, как шедевры Pixar плотно вошли в нашу жизнь, детское кино четко было отделено от взрослого. Были ли те, старые добрые детские картины лучше нынешних?
Мы согласны с большинством критиков и искусствоведов, «Фантазия» – действительно один из самых визуально красивых и тщательно прорисованных для своего времени анимационных фильмов. Однако ее же мы можем назвать и достаточно жуткой для того, чтобы ребенок зашелся в плаче, намочил штаны или потерял на время дар речи. Красочный волшебный мультфильм пугает не только оживающими предметами, которые постоянно чем-то угрожают героям, «Фантазия» еще и очень немногословна, и это пугает даже больше, чем швабры, пытающиеся вас утопить. А уж финал на Лысой горе, где рассказчик прямым текстом говорит детям о Сатане, доведет до мурашек даже видавших виды родителей. Не ожидали от тебя, Дисней!
Еще один фильм от студии Disney, также ставший классикой, – «Пиноккио». Воспитанные на толстовском «Буратино» советские и российские дети не очень хорошо знакомы с его итальянским предком, а потому им сюжет мультика может показаться еще более жутким, чем зарубежным детям, с младенчества знающим сказку Карло Коллоди. В целом мультфильм недалек от литературного первоисточника, но в этом-то и кроется его второе дно – смотреть его в зрелом возрасте порой страшнее, чем в детстве. Например, превращение детей в ослов на Острове Удовольствий в нежном возрасте выглядит невинной игрой, а для тех, кто постарше, это уже не так весело. Не особенно веселит и сцена, где кит проглатывает Джепетто и Пиноккио, это уже настоящий хоррор в стиле «Погребенного заживо». Уж лучше нашего «Буратино» смотреть, там, кроме пауков, ничего страшного!
Рассказы о том, как американцы сегодня оценивают знаменитую сказку Александра Роу «Морозко», всплывают в океане Интернета каждый год. И это не веяние современности – за океаном фильм показали еще в 1966 году, и даже сам Стивен Спилберг высказался о том, что «Морозко» повлиял на Голливуд весьма существенно. В своем детстве мы не слишком задумывались о том, что видим на экране, тем более что воспитаны советские дети были на достаточно суровых сказках и весьма пугающих мультфильмах. А вот сегодняшние дети или тепличные иностранцы оказываются в ужасе от человека с медвежьей головой, оживших деревьев и печи в избушке Бабы-Яги. Мы лишь посмеиваемся над этим, но подумайте, а своим детям вы не испугаетесь показать «Морозко»?
Фантасмагория Мела Стюарта «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» до сих пор отзывается американцам солидными счетами психотерапевтов – детская сказка, от которой даже у взрослых порой волосы встают дыбом от ужаса, для многих стала трамплином в неврозы и психопатии. С теми ужасами, что дети переживали при просмотре сцены путешествия Вонки и его гостей по тоннелям, даже Фредди Крюгер вряд ли может сравниться, все-таки «Кошмар на улице Вязов» адресован был не детям и подросткам. Если дополнить и без того мрачную сказку Роальда Даля, положенную в основу фильма, и галлюциногенную картинку фильма сообщениями о том, что на съемках активно использовался детский труд, а некоторые из юных актеров были травмированы, то история и вовсе становится неприглядной. Ужас, да и только.
Британский анимационный фильм «Обитатели холмов», снятый по мотивам одноименной книги Ричарда Адамса, вполне можно назвать самой обманчивой детской картиной. Заманивая юных зрителей веселенькими историями про кроликов, выполненными в традиционной «детской» манере, в какой-то момент лента оборачивается настоящим кровавым триллером, где милые зверушки рвут друг друга на части зубами, попутно окрашивая в кроваво-красное собак и кошек. Воинственные красноглазые зверушки напугали не одно поколение английских ребятишек, а Британский совет по классификации по сей день получает от родителей просьбы ужесточить возрастные ограничения показа картины, дабы оградить самых маленьких зрителей от будоражащих сцен.
Американские кинематографисты долго подбирались к экранизации «Властелина Колец», но на буквальное прочтение решились только с приходом в тему Питера Джексона. Некоторым отдаленным приближением в Толкиену можно считать картину Джима Хенсона «Темный кристалл», в которой несколько героев отправляются в опасное путешествие по мрачному фэнтезийному миру. Картина, адресованная подросткам, в прокате не показала ошеломляющих результатов, и это неудивительно – ведь повторно смотреть этот ужасающий фильм дети не торопились. Одни только грифоподобные скексисы чего стоят – от их вида поеживались даже видавшие виды взрослые, что уж говорить про школьников. И даже не самая изящная аниматроника фильм не спасает, куклы в нем – настоящий кошмар для любого зрителя.
Может быть, «Бесконечная история» и не является величайшим фильмом в карьере Вольфганга Петерсена, но она, безусловно, самая пугающая, несмотря на то что адресован фильм детям и подросткам. Сюжет сконцентрирован на десятилетнем мальчике, который должен помочь книжному герою спасти фантастическую страну от ужасной сущности, готовой поглотить все живое. Не самая легкая прогулка для маленького мальчика. Но куда страшнее то, что на пути зрителям вместе с ведущим персонажем придется пережить – он потеряет коня, своего лучшего и единственного друга. Если вы не плакали в детстве на этой сцене, то у вас просто нет сердца. Если вы сейчас не страшитесь эту картину пересматривать, то у вас нет чувства самосохранения. И это мы еще не упоминаем одноглазого Гморка, от одного имени которого кровь стынет в жилах.
Сложно было ожидать, что после «Чужого» и «Бегущего по лезвию» Ридли Скотт снимет миленькую сказочку для нежных дошколят, зрителей не должна вводить в заблуждение сказочно-фэнтезийная основа картины, это мрачный фильм, изобилующий весьма пугающими сценами и героями. Взять хотя бы милейшего комика Тима Карри, которому в «Легенде» досталась роль сатанаподобного демона Тьмы, способного до икоты напугать не только тинейджера, но и здорового взрослого человека. А сцены, где гибнут единороги, – да разве же на это можно смотреть без содрогания? Незамутненный детский глаз, впрочем, раньше пропускал сквозь себя все эти ужасы без малейших потрясений, а вот сегодня такое кино по-настоящему пугает. Удивительно, но «Легенда» – один из самых страшных фильмов в карьере Скотта.
Возможно, в годы своего первого выхода на экраны летучие обезьяны «Волшебника страны Оз» кого-то и напугали, но к середине 80-х подобные монстры вряд ли могли впечатлить даже юных зрителей. Авторы сиквела «Возвращение в страну Оз» решили не сюсюкаться с детьми и сняли такое детское кино, на фоне которого некоторым взрослым хоррорам станет не по себе. Начинается «Возвращение» с того, что Дороти помещают в психбольницу, где электрошоком пытаются выбить из нее воспоминания о стране Оз. Как можно было такое придумать? Как это можно было показывать? Мало этого? Получите безголовую ведьму, которая мечтает завладеть головой девочки, или удивительно реалистичного Джека Тыквоголового, которому место скорее в хэллоуинском ужастике, чем в детской сказке. И не забудьте про жутких Колесунов вокруг! Картина не получила популярности оригинала, но стала культовой в определенных кругах – ни один наркотик не дает такого прихода, как просмотр «Возвращения в Оз».
Знаменитый «Лабиринт», последний фильм Джима Хенсона, пугает сразу по нескольким направлениям, и не на последнем месте тут находится Великий и Ужасный Дэвид Боуи, исполнивший в картине одну из лучших в своей карьере ролей. Впрочем, блистательный и пугающий визуальный ряд картины ловко скрывает двойное, а то и тройное дно. Только по прошествии многих лет, пересматривая фильм, понимаешь, насколько ужасающа картина падения в яму Рук Помощи – это же натуральное сексуальное насилие, жуткие сине-черные кисти гуляют по телу девушки непристойнее, чем в порно. А если вспомнить, что эти руки умеют образовывать лица, чтобы общаться, то картина и вовсе обретает психопатический оттенок. Тут и Боуи становится не так страшен, из такого лабиринта хочется выбраться, да поскорее.
Даже само название мультфильма «Все псы попадают в рай» должно заставить родителей задуматься, а стоит ли их детям смотреть подобную ленту. Понятно, что законы жанра обязывают авторов фильма показать, что после смерти ваш любимец окажется в лучшем мире, но даже сама мысль о том, что кто-то рядом может умереть, способна серьезно травмировать ребенка. И пусть вы уверены, что ваше чадо понимает смысл смерти, но от сцены, в которой главному герою снятся кошмары об аде и собаках-демонах, даже с самой крепкой психикой может случиться авария. И пусть демоны оказываются только сном, осознание того, что ад существует и собака, а значит, и человек могут там оказаться, может превратить дитя в невротика. Да что там дитя? И взрослый-то человек не особенно любит намеки об адском пекле и расплате за свои грехи.
Не уверены, существует ли в мире хоть один человек, который от просмотра «Полярного экспресса» испытал бы положительные эмоции. Нет, не станем спорить с тем, что у картины имеется неплохой сценарий и оригинальная задумка. Но воплощение… Впервые увидев героев картины, вы уже не отделаетесь от мысли: «Боже, как же они ужасны!» Погоня Роберта Земекиса за реалистичностью в своем компьютерном анимационном фильме на выходе получила обратный знак – рисованные герои настолько близки к живым, что из милых превращаются в жутких. Но страшна не только их излишняя «человечность», по-настоящему заставляют бегать мурашки по спине черты Тома Хэнкса, читаемые на лицах едва ли не каждого героя. Вы словно находитесь в горячечном бреду, где вас окружают тысячи Хэнксов, один страшнее другого. Какое уж тут Рождество?