25 июля в российский прокат выходит «Собиратель душ» Оза Перкинса, который уже успели назвать главным хоррором года. И дело тут не только в очередном инфернальном перевоплощении Николаса Кейджа. Задолго до релиза «Собиратель душ» привлек зрителей по всему миру с помощью жуткой и интригующей рекламной кампании, в рамках которой людям предлагалось поговорить по телефону с маньяком из фильма или расшифровать его загадки. Кроме того, маркетологи «Собирателя душ» запустили отдельный форум, на котором синефилы могли еженедельно читать хронику преступлений персонажа Кейджа. Как ни странно, это сработало — новый фильм Оза Перкинса стал кассовым феноменом, дважды окупив собственный бюджет за первые выходные домашнего проката.
«Собиратель душ» далеко не единственный пример удачной промокампании хоррора. Подробнее — в нашем материале.
Психо
Мастер саспенса Альфред Хичкок манипулировал вниманием зрителя не только на экране, но и за его пределами. Осознав всю важность наличия качественного плот-твиста, режиссер выкупил все экземпляры «Психо» Роберта Блоха незадолго до премьеры одноименного фильма. Таким образом, зрители оставались в неведении о происходящем вплоть до разрывного финала. Хичкок запретил актерам — Энтони Перкинсу и Джанет Ли — давать какие-либо интервью о «Психо». Кто-то посчитает такую конспирацию чрезмерной, но на деле она лишь подогрела всеобщее любопытство к картине. Опасаясь спойлеров, Хичкок еще и запретил владельцам кинотеатров пускать в залы людей, опоздавших на сеанс. Выходить в туалет во время сеанса «Психо» тоже не разрешалось. Столь всеобъемлющая и даже пугающая власть над фильмом досталась Хичкоку не просто так — режиссер вложил в производство «Психо» более 800 тысяч долларов из личных сбережений, что впоследствии позволило ему взять полный контроль над маркетингом.
Ведьма и Блэр: Курсовая с того света
«Ведьма из Блэр» — редкий пример бюджетного хоррора, ставшего легендой. Уникальность фильма заключалась не только в новаторской концепции, но и в том, как его рекламировали зрителям. С момента выхода трейлера режиссеры Дэниел Мирик и Эдуардо Санчес прозрачно намекали на то, что «Ведьма из Блэр» на самом деле документальная лента, основанная на жуткой истории, произошедшей в лесах штата Мэриленд. Силу аргументам Мирика и Санчеса добавляли поддельные газетные заголовки и новостные кадры, подтверждающие рассказ об исчезновении студентов. Впрочем, когда зрителям стало известно о том, что большую часть времени их просто дурили, встал вопрос об этичности такого шага с моральной точки зрения. Так или иначе, даже спустя 25 лет после создания «Ведьма из Блэр» остается примером самого продуктивного маркетинга: при бюджете в 60 тысяч долларов картине удалось собрать более 240 млн в мировом прокате.
Звонок 2
При всей своей никчемности ремейк культового японского хоррора «Звонок 2» удивляет по-настоящему продуманной промокампанией, которая во многом строилась на успехе первого фильма. Специально к мировому релизу второго «Звонка» был создан сайт 7daysleft.com — платформа, в частности, предлагала пользователям «разыграть» своих друзей. Сначала на электронный ящик «жертвы» присылали трейлер фильма, затем на ее или его телефон поступал звонок с жутким сообщением «Семь дней». К счастью, пранк создателей «Звонка 2», получивший название «Ложная угроза смерти», довольно быстро раскрылся.
Улыбка
Еще один хит мирового проката — хоррор «Улыбка» режиссера Паркера Финна — смог затянуть толпы зрителей в кинотеатры благодаря оригинальной и весьма криповой промокампании. Команда пиарщиков фильма установила скрытые камеры во время бейсбольного матча трех самых популярных команд Высшей лиги (Red Sox-Yankees, Mets-Athletics и Cardinals-Dodgers) — в кадр то и дело попадали неподвижно стоящие люди с жуткими улыбками. Образ оказался настолько запоминающимся и пугающим, что многие начали гуглить его в Интернете — и сразу выходили на трейлер «Улыбки». И несмотря на то, что итоговые оценки хоррора Паркера Финна были средними — 77% на агрегаторе Rotten Tomatoes, — студия без лишних раздумий выделила бюджет на съемки сиквела, который, к слову, выходит на большие экраны без какого-либо маркетинга.
М3ГАН
Киберхоррор «М3ГАН», созданный в коллаборации Джеймса Вана и Джейсона Блума, стал вирусным в социальных сетях за несколько месяцев до релиза. Все это случилось, конечно, благодаря продуманному рекламному ходу. В преддверии выхода фильма куклы M3ГАН можно было увидеть в кафе и супермаркетах Нью-Йорка, некоторые из них даже появлялись на телевидении и давали интервью. Понимая важность близости с подрастающим поколением, пиарщики «М3ГАН» атаковали TikTok, который, как известно, формирует тренды со скоростью света. Видео с криповой танцующей куклой-нянькой заинтересовали пользователей и добавили значительное количество очков грядущему фильму. «М3ГАН» продемонстрировала редкий пример маркетинга, ориентированного на людей разного возраста: бумеры могли увидеть кукол на ТВ, миллениалы — в общественных местах и на тусовках, а зумеры — в TikTok. Таким образом, вся потенциальная аудитория «М3ГАН» была охвачена. И, будем надеяться, не пожалела об этом.
Заклятие
Команда пиарщиков другого проекта Вана, «Заклятие», также продемонстрировала уникальный подход к продвижению фильма, создав на его основе «страшную» экскурсию. Зрителям предлагалось прогуляться по реальному дому с привидениями, которой стал источником вдохновения сюжета. Для пущего эффекта в ряде комнат гостей ждали жуткие и не очень сюрпризы, которые подогревали интерес к походу в кинотеатр. Стоимость такой экскурсии составляла 25 долларов. К слову, забронировать турне по проклятому дому можно и сейчас. За отдельную плату организаторы даже предлагают ночевку — но этот вариант, пожалуй, подойдет только самым смелым. Помимо непредсказуемой паранормальной активности участников экскурсии ждет увлекательный рассказ о реальной истории дома, жители которого когда-то страдали от налетов призраков.
Оно приходит за тобой
Промо фильма «Оно приходит за тобой» стало отличным мастер-классом по продвижению фильмов ужасов, на которое продолжают оглядываться и сегодня. Пиарщики хоррора Дэвида Роберта Митчелла, в частности, задействовали популярные социальные сети для распространения загадочных тизеров и изображений, которые генерировали позитивное сарафанное радио среди синефилов. Кроме того, «Оно приходит за тобой» изначально был выпущен исключительно в ограниченный прокат, что создало у зрителей ощущение эксклюзивности и еще больше подогрело ажиотаж вокруг фильма. Уловка маркетологов удалась: при скромном бюджете в 2 млн долларов «Оно приходит за тобой» удалось собрать более 20 млн в прокате.