После событий четвертого фильма Рэджи выбирается из пустыни на шоссе, отбивает свою машину у вора и знакомится с очаровательной девушкой по имени Дон, но Верзила и его приспешники идут по его пятам...
После событий четвертого фильма Рэджи (Рэджи Бэннистер) выбирается из пустыни на шоссе, отбивает свою машину у вора и знакомится с очаровательной девушкой по имени Дон, но Верзила (Энгус Скримм) и его приспешники идут по его пятам. Неожиданно Рэджи приходит в себя в совершенно другом месте – в клинике для престарелых, где встречает Майкла (А. Майкл Болдуин), крайне скептически относящегося ко всем его рассказам о тех приключениях, которые они якобы пережили вместе. Но и этот эпизод длится недолго – Рэджи начинает случайным образом «скакать» по разным местам и временам, и уже непонятно, что из этого реально, а что – лишь иллюзия.
В наше время «культовым» любят называть все подряд, но если обратиться к изначальному значению этого термина (нечто, популярное у маленькой, но крайне «фанатской» группы людей), то в мире фильмов ужасов настоящий культ – это не «Пятница, 13-е», не «Кошмар на улице Вязов» и уж ни в коем случае не какая-нибудь «Пила» с «Пунктом назначения». Настоящий хоррор-культ – это «Фантазм» Дона Коскарелли. Цикл, первый фильм которого был снят еще в 1979-м и каждая новая часть которого рождается в тяжелых муках и окупается с большим трудом (несмотря на то что самая дорогая картина франшизы стоила всего 3 миллиона долларов), но при этом любима настолько, что Верзилу, летающие шары-кровососы и упоминание о главной музыкальной теме цикла можно найти практически в каждом топе, так или иначе посвященном лучшим фильмам ужасов.
У цикла были свои взлеты и падения, его создатель Дон Коскарелли шел на сделку с совестью, согласившись заменить во второй части Майкла Болдуина на Джеймса Ле Гроса (когда студия Universal решила, что франшизе нужен более известный актер), и снимал четвертую часть чуть ли не партизанским методом, когда все студии и инвесторы ответили ему отказом. Тем не менее уже со второй части стало понятно, что «Фантазм» – это не только штука «на любителя», но и штука, которая беспощадна к новичкам – неофиту разобраться в том, что происходит на экране, практически нереально.
Теперь это цикл, с которым надо было расти, с героями которого надо было взрослеть. Марафон всех частей перед просмотром пятого фильма не поможет – вы увидите лишь сумбурную, кичевую фантасмагорию, пусть вдохновенную, но «пургу», авторы которой, кажется, сами не понимают, что у них происходит и к чему они все это ведут. А все дело в том, что каждый фильм нужно было смотреть в своем возрасте – в детстве пугаться загадочной сюрреалистичности первого «Фантазма», в пятнадцать восхищаться экшеном и изобретательным хоррор-гримом (авторства Курцмана и Никотеро, между прочим!) второй части, в двадцать оценивать закос под роуд-муви триквела, в двадцать пять медитировать с экзистенциальным четвертым фильмом.
Если это про вас, то «Фантазм 5» зайдет вам, как родной, – и финал, в котором Рэджи облегченно выдыхает «Боже, как же я рад вас видеть, парни» и откидывается на заднем сиденье автомобиля, несущего его куда-то в неизвестность, может даже вышибить скупую слезу. Замена режиссера ничуть не изменила смысл цикла – это по-прежнему очень сумбурный (фильм снимали несколько лет отдельными сценами, без единого сценария, как цикл короткометражек), очень невнятный, местами наивный и неуклюжий, но очень искренний фан-сервис – бедный на вид (спецэффекты оставляют желать много лучшего, с бюджетом опять были проблемы), но хотя бы не такой скупой, как четвертая часть. Жаль только, что, видимо, последний – смерть Энгуса Скримма в этом году может поставить в цикле жирную точку. Хотя для Коскарелли и его команды смерть никогда не была преградой.