Отдаленное будущее, человечество потеряло способность к размножению. Ученые всего мира пытаются решить проблему, но время уходит
Отдаленное будущее, человечество потеряло способность к размножению. Ученые всего мира пытаются решить проблему, но время уходит – во всем мире осталась всего одна женщина, способная забеременеть. Отряд десантников получает задание сопроводить «избранную» на другую планету, но по прибытии туда на них нападают местные монстры. Спасаясь от одного особенно настырного чудовища, спецназовцы забираются в какой-то подземный бункер, а оттуда перебираются в систему длинных и узких тоннелей. Однако преследователь не отстает, и пули его не берут.
Безумству храбрых поем мы песню! В то время как иные постановщики жалуются, что не могут собрать денег на какую-нибудь камерную драму, американский режиссер Оклахома Уорд решил, что отсутствие бюджета не помеха, и взялся за фантастический боевик, который смело, пусть и снизу вверх, смотрит на дорогих «старших братьев», от «Чужого» и «Чужих» до сравнительно недавнего «Пандорума».
Срезанные углы в плане стоимости в «Ползи или умри» видны везде, где только можно, – натурных съемок практически нет, актеров массовки набирали на улице (местные спецназовцы выглядят так, словно спортивные тренажеры они только по телевизору видели), компьютерные спецэффекты можно пересчитать по пальцам одной руки, зато много крупных планов и кадров, в которых детали скрывает непроглядная тьма. В то же время нельзя сказать, что это сильно режет глаз – сюжет обещает нарастающую клаустрофобию (тоннели становятся все уже и уже) и исправно на нее работает.
Положа руку на сердце, из упомянутых выше «Чужого» и «Чужих» Оклахома Уорд заимствует куда больше, чем можно по правилам приличия. И речь не только о дизайне монстра (это вполне себе Чужой, только без выдвигающихся челюстей и с длинными паучьими ножками), но и о главной героине в исполнении Николь Алонсо. Сам Уорд говорит, что при создании ее героини по прозвищу Танк вдохновлялся образами Элен Рипли и Сары Коннор, хотя не меньшим Танк обязана Васкез из «Чужих» – это такая суровая неразговорчивая бой-баба, которая привыкла выполнять приказы любой ценой. Тем не менее Уорд не забывает напоминать, что перед нами девушка, – через полчаса после начала фильма Танк «жертвует» штаны на благое дело и остается в коротеньких спортивных шортиках на ползадницы. В сочетании с броским выбеленным «гребнем» на голове образ получается весьма яркий и запоминающийся – пусть Алонсо не хватает стали во взгляде и основательности в игре.
Что фильм подводит, помимо явных проблем, связанных с его низкобюджетной природой, так это его однообразность – полтора часа герои тупо ползают по тоннелям. Время от времени их догоняет монстр, «откусывающий» от отряда одного человека за другим, но большую часть времени персонажи ползут или отсиживаются в укрытии, напряженно вглядываясь в темноту. Искушение нажать на кнопку перемотки становится особенно сильным ближе к финалу, когда героев остается совсем немного и всякое общение между ними заканчивается. Уорд не Дэнни Бойл, а «Ползи или умри» – не «127 часов», и чуть ли не пятиминутная сцена, в которой Танк упрямо прокапывает себе дорогу в узком, заваленном землей тоннеле, не столько заставляет проникнуться целеустремленностью этой женщины (здесь, кстати, еще сама собой напрашивается аналогия с «Гравитацией»), сколько усыпляет.
Хотя бюджет у картины был мизерный (режиссер не мог себе позволить оплатить страховку актеров, так что ему пришлось отказаться от сцены, в которой по героям ползают стаи тарантулов), его хватило на костюм монстра и несколько довольно убедительных «практических» эффектов вроде оторванных конечностей. Особой погоды они не делают, но напоминают, что перед нами не хоум-видео талантливых любителей, а вполне себе профессиональный ужастик. И пусть ни в какое сравнение с источниками своего вдохновения «Ползи или умрешь» не идет, в фильме что-то есть. Что-то из той же серии, что позволило развиться в полноценную франшизу, например, «Фантазму» Дона Коскарелли. Кстати, Уорд уже четко настроен сделать из картины трилогию и даже зарегистрировал сайт с говорящим адресом www.crawlordietrilogy.com.