1630 год, Новая Англия. Семья изгнанного из поселения фермера по имени Уильям находит новый дом на опушке дремучего леса. Их и без того непростая жизнь осложняется гниющим урожаем, а затем старшая дочь Уильяма теряет новорожденного малыша...
1630 год, Новая Англия. Семья изгнанного из поселения фермера по имени Уильям находит новый дом на опушке дремучего леса. Их и без того непростая жизнь осложняется гниющим урожаем, а затем старшая дочь Уильяма, Томасин, теряет новорожденного малыша Сэма – отец решает, что ребенка унес волк, но Томасин уверена, что животные здесь ни при чем. На этом беды семейства не заканчиваются, и все указывает на то, что здесь не обошлось без колдовства.
«Ведьма» Роберта Эггерса получила мощный «промопинок» на самом старте – после первого показа ленты на фестивале независимого кино в Сандэнсе в начале 2015-го Интернет запестрел хвалебными отзывами, обещавшими совершенно уникальное зрелище. После этого были другие показы, и каждый из них добавлял в копилку «Ведьмы» еще несколько восторженных рецензий. До широкого зрителя фильм добрался только через год, и приятно, что «перегреть» ожидания не удалось – «Ведьма» действительно впечатляет.
Сюжетно картина не представляет собой ничего необычного, но рассказана знакомая история на редкость обстоятельно. Небольшое хозяйство на краю леса. Измученная выживанием семья из родителей и пятерых детей разных возрастов. Что-то опасное и жуткое в лесу. Гибнущие посевы, чахнущая живность, загадочные исчезновения и смерти. Ложь во благо, которая со временем приводит к подозрениям: может, источник зла следует искать не в лесу? Может быть, кто-то из тех, кого ты знаешь всю свою жизнь, заключил сделку с дьяволом? Эггерс исправно держит интригу до самого конца, но неожиданные сюжетные повороты не являются для него самоцелью – в этом фильме на первом плане не «ехать», а «шашечки».
Создатели многих серьезных исторических фильмов привлекают профессиональных консультантов и тратят огромные бюджеты на воссоздание эпохи. У Эггерса большого бюджета не было, но он сделал невозможное – в рамках одной отдельно взятой фермы создал настоящий заповедник той эпохи, поразительно аутентичный и правдоподобный до малейшей детали. И эта скрупулезность касается не только костюмов и декораций – например, актеры говорят на староанглийском, продраться сквозь который весьма непросто, и более того – многие диалоги Эггерс перенес в свой фильм из старинных документов, посвященных судебным процессам над ведьмами.
Надо оговориться, что «Ведьма» не заставит вас нервно подпрыгивать в кресле, но Эггерс добивается большего – он воссоздает на экране и заставляет прочувствовать непреходящее чувство какой-то первобытной хтонической жути, в которой варились наши далекие предки. Так, одно из центральных мест в фильме занимают отношения персонажей с религией и Богом, который в «Ведьме» ни разу не проявляет себя, но все равно оказывается воплощением поистине средневековой жестокости – страх перед грехом и неизбежной расплатой за него душит героев, связывает их по рукам и ногам, но невинность и чистота не защитят и не спасут, когда на порог явится зло. В одной из самых сильных сцен фильма жена Уильяма сокрушается о том, что больше не чувствует божью любовь и благодать, и это терзает этих людей даже сильнее, чем смерть близких и страх за тех, кто пока рядом.
«Ведьма» практически не содержит броских «бу»-эффектов и развивается довольно неторопливо, что может отпугнуть и разочаровать тех, кто привык к более динамичному, клиповому действию. Однако фильм определенно зацепит тех, кто в хоррорах ценит атмосферу и убедительность – тут «Ведьме» нет равных, это как экскурсия по страшным сказкам Гофмана и братьев Гримм. И самое жуткое, что, окунувшись в этот мир, перестаешь видеть на экране «просто сказку» – настолько здесь все живое, настоящее и убедительное. И начинаешь чуть лучше понимать инквизицию, которая в свое время жгла всех подряд. А ну и правда, от греха подальше.