Говорят, нужно уметь смеяться над собой, но зачем, если куда прибыльнее смеяться над другими. В современном комедийном жанре можно очертить отдельную категорию под заголовком «стёб». Стебутся над всем подряд – высмеивают нравы, культуры, рутину, телешоу, страны, каноны киноискусства и тому подобное. В общем, все чаще и чаще появляются проекты, стремящиеся сломать правила. Тем более что частотности стеба на киноэкране поспособствовали успехи «Пипца» и «Добро пожаловать в Zомбиленд», от души поржавшие над типичными геройскими картинами и фильмах о зомби.
В этом году мы увидим как минимум три стебных фильма:
Вымышленная арабская страна, вымышленный диктатор, но насколько живой и хорошо всем знакомый образ. На этот раз Саша Барон Коэн прикинулся кем-то средним между Саддамом Хусейном и Муаммаром Каддафи. Он насмехается как над американцами, так и над арабами, причем в самой откровенной и вопиющей форме, но народ смотрит, народ платит, а значит… продолжаем изгаляться.
Британский комик сделал себе имя на «Борате», соорудив массу стереотипов о казахском народе. МИД Казахстана даже обвинил Коэна в попытке очернить страну, но комика это не остановило, и он продолжил глумиться над чуждыми ему культурами.
За «Боратом» последовал «Бруно»: образ австрийского ведущего на телеканале для гомосексуалистов таким же популярным не стал, и слава богу. Тем не менее, слоган фильма «Борат отдыхает!» говорит сам за себя. Третий проект из этой же линейки – «Диктатор»; ну, вы уже знаете, чего от него ждать!
«Да, Саша Барон Коэн вернулся, – то ли радуется, то ли бьет тревогу Джей Стоун (Jay Stone/Times Colonist). – Он прячется где-то за густой черной бородой и непонятным ближневосточным акцентом. Этот актер искусно ныряет в шкуру провокационной персоны и шутит на грани фола».
Том Форди (Tom Fordy/The Hollywood News) думает, что «Диктатор» выглядит уже не так вызывающе, как «Борат» или «Бруно»: в «Диктатор» иначе подошли к съемкам. Юмор все так же черпается в культурных различиях, но теперь Коэн не будет выставлять дураками ни о чем не подозревающих прохожих. Вместо этого комик взялся за более традиционную форму комедии и заручился поддержкой Анны Фарис, всеобщей любимицы. Что ж, судя по трейлеру, получилось весьма смешно«.
The Sydney Morning Herald огласила свой вердикт еще до просмотра фильма: »Диктатор« – демонстрация того, как Барон Коэн умеет раздуть стереотипы, политическую напряженность и культурные разногласия, заключив все это в одну нелепейшую фигуру».
Обвинения в адрес Саши Барона Коэна продолжают сыпаться, а он неустанно язвит. Например, в интервью журналу Wall Street, которое британец давал в образе Диктатора: «Вы можете обвинить меня в излишней расточительности при каждодневном использовании 20 триллионов воды для создания искусственного снега на моем зимнем курорте посреди пустыни, но зато я не давал зеленый свет съемкам «Джона Картера».
Для некоторых эта шутка болезненна, как минимум, для потерявшего свою президентскую должность на студии Disney Рича Росса. Если у вас появилось желание узнать, по кому еще прошелся »Диктатор«, то 17 мая идите в кинотеатр.
Маньячная история об обычном госслужащем Фрэнке, у которого нашли опухоль мозга. Он, вместо того чтобы смириться и доживать свою бесполезную жизнь, хватается за пистолет и мочит всех тех, кто его так достал. Ах да, он еще нашел себе соратницу – малолетку Рокси, которая оказывается таким же мизантропом, как и Фрэнк.
»Это злое кино. Когда я пишу «злое», то действительно подразумеваю злобу, – пишет Джеймс Берардинелли ( James Berardinelli/ReelViews). – Порой фильм сводится к разглагольствованию о помешанном на знаменитостях мире, поп-культуре, реалити-телевидении, нецивилизованных межличностных отношениях и ярлыках, которые понавешали на современное общество«.
Оуэн Глейберман (Owen Gleiberman/Entertainment Weekly) увидел в ленте не только злобу: »Это пародия, переходящая в разглагольствование, в свою очередь, переходящее в буйство«.
Да-да, видели, знаем – лет 20 назад такое уже снимали: Майкл Дуглас стрелял в неугодных ему людей в ленте Джоэла Шумахера »С меня хватит!«, да и совсем недавно ополоумевший Рутгер Хауэр изрешетил всех, будучи »Бомжом с дробовиком«.
Джошуа Роткопф (Joshua Rothkopf/Time Out New York) явно не оценил работу: »Боже, благослови Америку«, кажется, и не подозревает, что борясь со штампами и перенося на экран мстительную, жестокую фантазию, несет в себе немало клише. Этот фильм – своего рода недоваренная сатира, которую обезумевшая толпа прайм-тайма может спутать с картиной, полной смысла».
Посмотреть на этот сатирический трэш-беспредел можно будет 31 мая.
Приветствуйте отголосок «Пипца» и «Защитника» с Вуди Харрельсоном. «Супер» – рассказ о тронувшемся бедолаге, который, не без помощи такой же двинутой девчонки, пытается вызволить из лап наркодилера свою жену. Едкая пародия на геройское кино и комиксы.
«Фильм одной шутки, но шутка-то удалась, – пишет Оуэн Глейберман (Owen Gleiberman/Entertainment Weekly). – Крестовый поход Фрэнка – месть чокнутого с гаечным ключом, которую Рэйнн Уилсон благодаря ничтожеству главного героя рисует очень проникновенно».
Актерскую игру также выделяет Стивен Холден (Stephen Holden/The New York Times): «Супер» аккуратно выезжает на исполнителях главных ролей. Вместе Фрэнк (Уилсон) и Либби (Пэйдж) стали последней инкарнацией парочки, которая подходит под архетип прирожденных убийц«.
Тай Берр (Ty Burr/The Boston Globe) оставил исключительно положительный отзыв о картине: »Смышлено, круто и против всех правил; «Супер» дает вам то, чего вам хочется, и вы начинаете задаваться вопросом, а почему вам хотелось именно этого?«
Элизабет Вельтцман (Elizabeth Weltzman/New York Daily News), наоборот, считает, что против всех правил идти не стоило: »Меняя тона в каждой сцене, режиссер Джеймс Ганн, кажется, настолько радуется тому, как он ломает устои, что аж забывает обо всех рамках, хотя бы некоторые из которых должны для него существовать".
Дата выхода в прокат в России пока откладывается.