В последние годы слово «кинокомикс» автоматически стало подразумевать успех, но перезапуск «Фантастической четверки», получившей совершенно катастрофические результаты в прокате, показывает, что не все в этом жанре так просто (впрочем, и прошлые ленты о «четверке», откровенно говоря, оставляли желать лучшего)
В последние годы слово «кинокомикс» автоматически стало подразумевать успех, но перезапуск «Фантастической четверки», получившей совершенно катастрофические результаты в прокате, показывает, что не все в этом жанре так просто (впрочем, и прошлые ленты о «четверке», откровенно говоря, оставляли желать лучшего). Отличный повод вспомнить другие супергеройские ленты последних лет, плохо принятые зрителями и крепко всеми забытые вскоре после премьеры.
Вы помните «Зеленого Шершня» и даже способны пересказать его сюжет? Большинство зрителей не могут похвастать столь острой памятью. Как для французского режиссера Мишеля Гондри, так и для комедианта Сета Рогена эта лента была хорошей возможностью прорваться в мейнстрим, и многие их поклонники резонно рассматривали 120-миллионную постановку как переход на новый уровень. Но на выходе получили неожиданно блеклое действо, не блещущее юмором и с довольно-таки жалким злодеем.
Роген позже описал съемки как «чертов кошмар», признав, что они с Гондри никогда не работали на дорогих постановках и просто не имели понятия, с какими проблемами им придется столкнуться. Студия постоянно вмешивалась в креативный процесс со своими «ценными указаниями» – в частности, потребовала наполнить сценарий обязательными штампами типа «герой мстит за родителей» и зарезала все лучшие шутки, показавшиеся Columbia слишком рискованными. Вместе с тем к экшен-сценам, на которые ушла половина бюджета, никто из студийного начальства не проявил ни малейшего интереса, хотя как раз в этой области режиссеру, возможно, не повредила бы пара дельных советов (Гондри пришел на проект на поздней стадии, и ему просто тяжело было с ходу въехать во все механизмы большого кинопроизводства). После того как большинство предложенных Мишелем концептуальных идей отправилось в урну, зрители получили довольно скучный и невыразительный студийный продукт: с Сетом Рогеном, но не смешной, поставленный Мишелем Гондри, но никак не отражающий его режиссерских талантов. Добавки никто не попросил.
«В фильме разочаровывает практически все, – констатировало издание The Guardian. – Этому шершню вырвали жало». Не имевший возможности выйти за рамки подросткового рейтинга PG-13 Роген только развел руками: «Чем больше денег, тем больше проблем. Никто не хочет рисковать сотнями миллионов, поэтому так тяжело сделать блокбастер, который бы действительно торкал зрителя. Лучше бы я целый год просто не работал».
Даже и не скажешь с ходу, что конкретно в этом фильме вызывает наибольшую зевоту. То ли откровенно постановочные поединки, больше напоминающие балет. То ли отчаянно переигрывающий Колин Фаррелл (злодей), то ли вовсе отказывающийся играть Бен Аффлек (герой), то ли укравшая фильм у них обоих Дженнифер Гарнер (любовный интерес героя). То ли сама идея о слепце-адвокате, вершащем по ночам собственное правосудие и действующем проворней матерых убийц…
После тестовых показов студия Fox признала, что режиссер Марк Стивен Джонсон снял какую-то скучищу, потому для кинотеатрального релиза из 133-минутной ленты была выброшена целая получасовая сюжетная линия. Но хитом вроде «Человека-паука» «Сорвиголова» все равно не стал, по итогу едва отбив затраченные на производство деньги. Расставаться с мыслью о том, что затея не удалась, «Фоксам» было слишком больно, потому они все-таки попытались снять продолжение, но в форме не сиквела, а спин-оффа, посвященного героине Дженнифер Гарнер. «Электра» имела почти вдвое меньший бюджет ($43 млн.), и со сборами у нее получилось еще хуже, чем у «Сорвиголовы». Тем все и закончилось.
Вспоминая «Сорвиголову», Аффлек говорит, что это единственный фильм, за который ему действительно стыдно (даже нахватавшая пачку «Золотых малин» комедия «Джильи» не причиняет актеру таких душевных терзаний). Но есть и плюс: ведь именно тогда Бен встретил свою будущую жену Дженнифер. Зрителям же остается утешаться разве что любопытными камео: в фильме Марка Стивена Джонсона ненадолго мелькают такие люди, как Стэн Ли, Кевин Смит, Фрэнк Миллер и Джон Фавро.
Сняв вполне неплохой «Бэтмен навсегда» (третий по счету в начатой Тимом Бертоном кинофраншизе), Джоэл Шумахер сказал, что если и станет делать еще один кинокомикс, то это должно быть «нечто кэмповое в духе телесериалов 60-х». Warner Bros. не придали его словам должного значения, лишь подбодрив: давай, давай, только побыстрей. Руководствуясь сугубо кассовыми соображениями, студия всячески приветствовала уход от депрессивной тональности, планируя снять ленту для семейной аудитории, – но при этом несколько недооценила энтузиазм постановщика. И Шумахер действительно сделал все для того, чтобы «Бэтмен и Робин» получился ярким, смешным и безмозглым. Пачка кинозвезд, минимум актерской игры, максимум CGI, убрать серьезность – и блокбастер готов!
Сыгравший Робина Крис О’Доннелл вспоминал позже, что его в течение всего продакшен-периода не покидало «ощущение съемок в какой-то рекламе игрушек для детей». Другие актеры рассказывали, что режиссер постоянно сидел верхом на кране с мегафоном в руках и перед каждым дублем кричал в него: «Запомните все, мы делаем мультфильм!» – чем сбивал актеров с толку. Ошарашена была не только киногруппа. Подчеркнутая карикатурность происходящего в кадре настолько шла вразрез с тональностью предыдущих лент франшизы, что, посмотрев фильм, зрители вместе с критиками возопили в унисон: откуда у Бэтмена на костюме проклюнулись резиновые соски? Почему нам так часто показывают ягодицы главных героев – они что, гей-пара? Что вообще значит весь этот опереточный балаган?
«Бэтмен и Робин» провалился в домашнем прокате, не вернув вложенных в него 130 миллионов. Джордж Клуни, получивший титул «худшего Бэтмена всех времен», проклял ленту и отказался сниматься в продолжении, что вкупе с активным неприятием фильма публикой поставило крест на дальнейших планах студии. Позже Шумахер самокритично признал, что его желание «пошалить» фактически убило франшизу, хотя он и сделал как раз то, что хотел заказчик – легковесную историю, построенную на спецэффектах. Режиссер, получивший от фанатов Бэтмена немало гневных писем, даже попросил у них извинения, пояснив, что «не хотел никого разочаровать, а просто хотел развлечь».
Как известно, возродилась франшиза только десятилетие спустя, причем в гораздо более мрачной тональности, от которой Уорнеры столь показательно попытались отстраниться в 90-е. Но это была уже совсем другая история.
Когда Фрэнк Миллер был обозначен сорежиссерем в титрах «Города грехов» наравне с Робертом Родригесом, мало кто воспринял это всерьез: будучи автором исходного комикса, Фрэнк, конечно, имел право на подобный «подарок», и он действительно проводил на съемочной площадке много времени, объясняя актерам мотивации их персонажей, но полноценно управлять процессом вряд ли мог.
Тем не менее, когда кинокомпания Lionsgate решила перенести на большой экран классический комикс-нуар Уилла Эйснера, продюсеры обратились именно к Миллеру: раз он такой дока в комиксовом кинонуаре, небось и эту постановку приведет в достойный вид. Миллер колебался, не будучи уверенным, что сумеет освоить 50 млн., но в итоге победила профессиональная ревность: ответив сперва отказом, он в итоге согласился взяться за проект – «если не я, то кто тогда вообще?». Ему же поручили и сценарную адаптацию первоисточника к большому экрану (на котором, как известно, действуют свои законы) – что, видимо, было главной ошибкой заказчиков.
Хотя Миллер изрядно перелопатил комиксы Эйснера, он все же оказался недостаточно смел, чтобы отжать из них «воду», да еще довел нуарную «холодность» сюжета до абсолютного нуля. В итоге как зрители, так и критики, сумевшие высидеть на сеансе до финальных титров, охарактеризовали ленту «Мститель» одним словом: скучно, нудно, тоска! Стиль на месте, кинозвезд в кадре хватает, но где хоть какие-то эмоции? Такое ощущение, что картину снимал робот. Помимо прочего, Миллер зачем-то наделил главного героя (в оригинале – обычного парня с наклонностями вигиланта) суперспособностями, отчего Эйснер, должно быть, перевернулся в гробу.
Фильм ожидаемо провалился в прокате. Вероятно, авторам комиксов все же не следует становиться режиссерами.
После провала «Дикого, дикого Уэста» Warner Bros. долго выжидали, прежде чем удариться в очередную стимпанк-постановку, и в итоге решили осуществить ее на основе комикса компании DC «Джона Хекс». История охотника за головами с обожженным лицом получилась еще менее удачной, чем лента с Уиллом Смитом, – хотя бы потому, что сыгравший центрального персонажа Джош Бролин не обладал смитовской харизмой, а та харизма, что у него имелась, постоянно была скрыта слоями уродливого грима.
Но чтобы Бролин мог хоть что-то сыграть, это что-то нужно было сначала написать. Сценарий работы известных «приколистов» Марка Невелдайна и Брайана Тейлора, наскоро переработавших в «полный метр» черновик для неснятого телевизионного «пилота», не оставил актерской команде (в которую также попали Джон Малкович, Майкл Фассбендер и Меган Фокс) шансов хотя бы на пару запоминающихся сцен: ходульные диалоги, картонные персонажи, рваное повествование, недовинченная концовка, куцый 70-минутный хронометраж – все это вкупе с посредственными спецэффектами заставило фанатов Хекса приуныть. Возможно, если бы студия смогла привлечь под свои знамена весьма мастеровитого постановщика МакДжи, мы бы получили несколько другое кино, но по итогам переговоров «Джоне Хексу» достался режиссер-новичок Джими Хейярд, который так и не сумел вылепить из имеющегося материала что-либо путное.
Фильм, как и следовало ожидать, провалился: потратив на него 50 млн., Уорнеры смогли вернуть обратно в домашнем прокате только 10. Если учесть историю с «Диким, диким Уэстом», вряд ли Джона вернется в сиквеле. Хотя в новых выпусках одноименного комикса – вполне возможно.
Вообще, худшим фильмом о Кларке Кенте считается «Супермен 4: Борьба за мир», получившийся таким дешевым и халтурным (да к тому же еще чудовищно изрезанным на монтаже), что он до сих пор фигурирует в рейтинге худших лент всех времен. Вдобавок исполнитель главной роли Кристофер Рив в 1995 году сломал позвоночник, катаясь на лошади, так что почти на две декады франшиза погрузилась в состояние стазиса.
Оттуда ее в 2006 году попытался вытащить режиссер Брайан Сингер, к тому моменту успевший набить руку на «Людях Икс». В новую ленту вбухали 270 миллионов, но… чуда не случилось: даже после агрессивной рекламной кампании, сопровождавшей релиз, Уорнеры сумели вернуть вложения лишь с большим трудом. Нового Супермена, сыгранного красавчиком Брендоном Рутом, зрители посчитали слишком приторным, Кевина Спейси признали никудышным злодеем, сам фильм – довольно странной попыткой «начать с середины» (перезапуск отталкивался от событий первых двух старых фильмов о Супермене, но напрочь игнорировал разруганные критиками третью и четвертую части). Ленту посчитали «бедной на классный экшен» и «вообще ни о чем». Сиквел, запланированный на 2009 год, не случился: придавленная неудовлетворительными сборами команда ленты «перегорела» и разбрелась кто куда, а когда студия, поразмыслив, решила, что «персонаж был подан ненадлежащим образом» и что нужна новая перезагрузка, Сингер и вовсе умыл руки.
Очевидно, все могло быть иначе, если бы не перерасход бюджета: изначально он был рассчитан таким образом, что вполне мог вывести фильм на окупаемость, но впоследствии раздулся так, что вернуть потери мейджор смог только за счет DVD-продаж. Тем не менее сам режиссер видит причину кассовой неудачи «Возвращения Супермена» в другом: он, мол, «хотел сделать ленту, ориентированную на женскую аудиторию», а эта аудитория по итогу оказалась не настолько многочисленной, чтобы сделать фильм хитом. Добавим от себя: странно, что при этом не были взяты в расчет ожидания всех остальных зрителей.
Франшизу все же перезапустили в 2013-м, и это действительно было куда более жесткое и мощное кино – похоже, на этот раз Уорнеры попали именно туда, куда целились. А может быть, свою роль сыграло то, что они начали историю «с чистого листа» и более жестко придерживались бюджетных рамок. Но, так или иначе, суперменское трико Руту надеть больше не пришлось.
Когда незадолго до релиза «Призрачный патруль» показали критикам и те отреагировали строго негативно, назвав его «ужасным», студия Universal оказалась в сложной ситуации: по-хорошему, фильм с такими отзывами надо либо капитально переделывать, либо выпускать сразу на DVD. Но в постановку было вложено уже столько денег, и отняла она столько сил, что мейджор предпочел просто потратиться на дополнительную рекламу и ждать чуда. Чуда не произошло: сразу после премьеры фильм ушел в крутое пике и 130 миллионов бюджета, конечно, вернуть не сумел (собрав чуть больше половины этой суммы).
Не сказать чтобы исходный комикс издательства Dark Horse был плох. Но идея смешать «Людей в черном» с «Охотниками за привидениями» на экране так и осталась голой идеей, а участие Райана Рейнолдса и Джеффа Бриджеса не помогло сделать сюжет менее предсказуемым. Если с чем фильм по итогу и сравнивали, то не с «МиБ» и не с «ОзП», а с несчастным «Джоной Хексом».
Не всякий кинокомикс «взлетает», особенно его за ним стоит Dark Horse – производитель достаточно «артхаусной» продукции. Возможно, Universal стоило обратить на это внимание, прежде чем вливать в постановку столько денег: неспроста же издательство, изначально выпустившее «Призрачный патруль», носит название «Темная лошадка»…
Запутанный сюжет, бессмысленная мифология, кошмарная актерская игра… Это все о «Спауне». Критик Роджер Эберт шутливо отнес адаптацию комикса Тодда МакФарлейна к области «экспериментального искусства», отдав должное невиданному для того времени (1997 год) шквалу спецэффектов. Прочие кинообозреватели были не столь любезны, разделав ленту под орех.
Потому что, да, в визуальном плане лента о погибшем солдате, вернувшемся из адского пекла ради мести обидчикам, была весьма новаторской (пускай сегодня все это и смотрится как дурно нарисованная видеоигра), что позволило ее авторам худо-бедно выйти «в ноль». Но как это время от времени бывает, компьютерная анимация в «Спауне» заслонила и практически полностью подменила собой сюжет. Единственным средством, скрепляющим набор сцен между прологом и финалом, являются персонажи – яркие, но запоминающиеся не словами или действиями, а только своим устрашающим видом. После выхода ленты поклонники мейнстримного подхода, качая головами, называли «Спаун» «самой уродливой комикс-экранизацией всех времен» – и нельзя сказать, что они были далеки от истины.
Автор сюжета Тодд МакФарлейн впоследствии говорил, что фильм получился таким «раздерганным» из-за требования дистрибьютора снизить уровень насилия до приемлемого возрастного рейтинга PG-13 и что в обозримом будущем он намерен исправить эту недоработку, спродюсировав новую историю о Спауне – на этот раз жесткую, кровавую, бескомпромиссную, «все как вы любите». Что ж, посмотрим.
Отчаявшись возродить Бэтмена после неудачи с квадриквелом Шумахера, Уорнеры обратили взгляд на Женщину-кошку: с той поры как этот яркий персонаж появился в фильме Тима Бертона «Бэтмен возвращается», студия мечтала сделать под него отдельное кино, и к 2004 году мейджор дозрел. Тем более что и претендентка на главную роль нарисовалась весьма удачная – Холли Берри, недавно получившая «Оскар».
Однако одного только заголовка и красивой актрисы недостаточно для того, чтобы фильм имел успех. А о чем должно быть кино и в каком тоне его подавать, авторы так и не определились. Сняв историю о бедной художнице, воскрешенной из мертвых и мстящей бывшему боссу за свою смерть, режиссер Питоф показательно отмежевался от всех прошлых изображений Женщины-кошки, пояснив, что у Берри будет «новый подход к персонажу». После ознакомления с результатом критики обнаружили, что Питоф поскромничал: его фильм имел мало общего не только с лентой Бертона, но и с комиксами вообще. Фильм не мог порадовать зрителя ни крепким сюжетом, ни запоминающимся протагонистом, ни второстепенными персонажами, ни красивым экшеном. Критик Билл Мюллер даже предложил отобрать у Холли Берри «Оскар», который ей, видимо, дали по ошибке.
«Женщина-кошка» с грохотом провалилась в прокате и заработала пачку «Золотых малин» (за худший фильм, худшую режиссуру, худший сценарий и худшую актрису). Берри явилась на церемонию вручения этой антинаграды, помахивая своим «Оскаром», и со сцены громко поблагодарила Уорнеров за то, что «втравили ее в это дерьмо». Надо думать, следующего «сольника» о Женщине-кошке зрителям придется ждать еще долго.
Райан Рейнольдс уже несколько раз пытался пристроиться в кинокомиксы – достаточно вспомнить упомянутый выше «Призрачный патруль», «Блэйд: Троица», кошмарный приквел «Людей Икс» или грядущий «Дедпул». Но с чем ему однозначно не повезло, так это с «Зеленым Фонарем». И дело не в актерской игре – талантами Райан все же не обделен, – а в том, что работать ему пришлось по ужасному сценарию, удивительно непрофессиональному для постановки ценой в 200 миллионов.
Герой по имени Хэл Джордан обретает суперсилу, но никак не осмысливает этот факт. С ним не происходит внутреннего преображения на протяжении ленты. Его мотивации туманны. Его любовный интерес в исполнении Блейк Лайвли инертен и невыразителен – в итоге вам плевать как на центрального героя, так и на тех, кого он любит. Навороченные злодеи тускнеют на фоне «никакого» центрального персонажа, и это беда – фильм получился просто скучным, критики его растоптали, и вложенных денег он, конечно, не вернул.
Выбирая на роль постановщика Мартина Кэмпбелла, Warner Bros. и DC Comics, вероятно, рассчитывали, что режиссер «Казино “Рояль”» никак не может снять неинтересное кино. Что ж, оказывается, может: кроме спецэффектов, там толком не на что смотреть. Поэтому сиквела не будет – студия намерена зализать раны и лет через пять приступить сразу к перезапуску. Вдруг теперь повезет?
Остается удивляться, как сценарий, писавшийся как минимум четырьмя людьми, оказаться столь слабым. Вот уж действительно – у семи нянек дитя без глазу.