Оценив реверанс в сторону гоголевского «Ревизора» со стороны создателей фильма «День дурака», мы вспомнили еще дюжину картин, где героям прошлых веков пришлось стать современниками кинорежиссеров
В это непросто поверить, но в кино первыми на Федора Михайловича нашего Достоевского замахнулись японцы. Нет, конечно, были экранизации «Братьев Карамазовых» и того же «Идиота» и в начале XX века, но то были скромные немые постановки. Знаменитый же Акира Куросава замахнулся на русскую классику со всей присущей ему энергией и полным арсеналом визуальных и постановочных решений. Правда, после своего «Расемона», сюжет которого разворачивается в XI веке, «Идиота» Куросава решил перенести в современную Японию, и вот уже князь Мышкин превращается в возвращающегося из плена офицера императорской армии. Неординарный ход постановщика вызвал недоумение и у зрителей, и у критиков – картина остается одной из самых сильных, но, увы, недооцененных в фильмографии великого Акиры Куросавы.
Повесть Джозефа Конрада «Сердце тьмы», которая вышла в 1902 году, возможно, рано называть классикой в общепринятом значении этого слова, однако ее относительная «молодость» не отменяет того факта, что Фрэнсис Форд Коппола, который взялся экранизировать книгу, решил перенести время действия сюжета на добрые семь десятков лет вперед. Повесть Конрада рассказывает о моряке, пробирающемся через африканские джунгли на удаленную станцию по сбору слоновой кости, которой заправляет обезумевший тиран по имени Куртц. Коппола сохранил имена некоторых героев, кое-какие повороты сюжета, но перенес действие в пекло вьетнамской кампании, обнажившей настоящую тьму в сердцах многих американских военных.
Картина Ричарда Локрейна, поставленная, разумеется, по мотивам произведений Вильяма Шекспира, несколько выбивается из нами собранного ряда. Дело в том, что авторы этого фильма перенесли героев классической драмы не в 90-е, а в 30-е годы Британской империи. Время выбрано не случайно – Британская корона переживала тогда не лучшие времена: король открыто поддерживал Гитлера, Англия подверглась приступу тоталитаризма, над островом расцветал национализм. История блистательного аристократа Ричарда, безжалостного на поле боя и справедливого к подданным, постепенно теряющего свои лучшие черты под тяжестью короны, отлично легла на подложку танковых атак, авиаударов и морских десантных операций. Картина впечатляет еще и актерским составом: кроме того что это первая большая работа в кино Иена МакКеллена, в фильме еще задействованы Аннет Бенинг, Доминик Уэст, Джим Бродбент и Роберт Дауни-младший.
Уж над какой классической историей «поглумились» больше всех, так это над самой известной лавстори, вышедшей из-под пера Шекспира: Ромео и Джульетта успели побыть гномами и зомби, пели и танцевали, их роли исполняли и юные дебютанты, и преклонных лет заслуженные артисты. Австралиец Баз Лурман из повести, которой, как известно, печальнее на свете нет, сделал волшебный карнавал, аттракцион, переместив действие из итальянской Вероны XVI века в американскую Верону-бич конца 90-х века XX. Мечи и шпаги заменили пистолеты, две почтенные семьи теперь стали мафиозными кланами, балы и маскарады превратились в дискотеки и вечеринки. За буйством красок и фантастическими музыкальными номерами не скрыть таланта совсем молодых Леонардо Ди Каприо и Клэр Дэйнс.
Если вдуматься, то детская сказка о Красной Шапочке совсем не так безобидна и легкомысленна, как кажется на первый взгляд. Судите сами: мать отправляет дитя в путь через темный лес, кишащий зверьем, волк съедает бабушку, охотники потрошат хищника на глазах у девочки – жуть! Однако вспомните экранизации сказки, обычно это безобидные мультики или детские мюзиклы. «Такая Шапочка нам не нужна!» – наверняка подумал режиссер Мэттью Брайт и снял триллер «Шоссе», где роль невинной девушки, спешащей на встречу с бабулей, сыграла Риз Уизерспун, а кровавого маньяка и насильника с волчьей хваткой – Кифер Сазерленд. И все это в современной Америке. Пожалуй, даже для отвязных 90-х авторы слегка перегнули с насилием и упором на проституцию и детскую порнографию, но факт остается фактом: волкам доверять по-прежнему никак нельзя.
Главный возмутитель гравитационного спокойствия прошлого года Альфонсо Куарон, оказывается, тоже не прочь поиграть с временами и эпохами. Пристального внимания к своей персоне этот мексиканский постановщик добился картиной «И твою маму тоже», но в его фильмографии и до прорыва были небезынтересные работы. Например, современная интерпретация диккенсовских «Больших надежд». Действие картины разворачивается в Америке конца XX века, которая хоть и далека от Англии середины позапрошлого столетия, но не чужда страстям, любви и мести. Финна в картине сыграл Итан Хоук (и с ним мы еще встретимся в нашем списке), роль Эстеллы досталась Гвинет Пэлтроу, а образ таинственного покровителя молодого человека взял на себя Роберт Де Ниро.
Еще одно произведение Шекспира на волне успеха «Ромео + Джульетта» перебралось из XVI века в сегодняшний день силами режиссера Джила Джангера. На сей раз рихтовке и шлифовке подверглась комедия «Укрощение строптивой», из которой получился молодежный ромком «10 причин моей ненависти». Получилось не столь изящно, как у Лурмана (название школы «Падуя» мы еще допускаем, но фамилии героев Стэнфорд и Верона – зачем?), но вполне сносно. И не в последнюю очередь молодым звездам, которые оживили классическую историю своим участием в картине. Роль Петруччо/Патрика здесь исполнил Хит Леджер, Грэмио/Кэмероном стал Джозеф Гордон-Левитт, а предмет их страсти, юную строптивицу Катарину, сыграла совсем молоденькая Джулия Стайлз.
Шодерло Де Лакло написал свой роман «Опасные связи» в конце XVIII века, однако современная молодежь не всегда оказывается готова к столь дальним историческим экскурсам даже для того, чтобы открыть для себя по-настоящему захватывающую любовную историю. Приходится идти навстречу юному поколению. Режиссер Роджер Камбл в 1999 году снял свой вариант «Опасных связей», рассчитанный на подростков: действие романа перенесено в наше время, главные герои стали существенно моложе, чтобы соответствовать требованиям аудитории, а французская знать превратилась в золотую нью-йоркскую молодежь, развлекающуюся чужими судьбами. На удивление, это сработало – картину приняли с распростертыми объятиями, фильм получил несколько сиквелов, а и без того не лишенные популярности Сара Мишель Геллар, Риз Уизерспун и Райан Филипп стали настоящими звездами.
И снова «замахнемся на Вильяма нашего Шекспира», на, пожалуй, самое известное его произведение – «Гамлет». Майклу Алмерейде классическая интерпретация знаменитой трагедии показалась делом скучным, поэтому принц датский в постановке 2000 года отправился в современный Нью-Йорк, где предметом разборок между героями становится не королевство (в котором что-то прогнило, как известно), а корпорация «Дания». Современность вплетена в шекспировские обстоятельства весьма экстравагантно: например, Офелия вместо живых цветов увлечена их фотографированием на Полароид, а призрак отца Гамлет видит на записи камер видеонаблюдения. Главная роль, о которой мечтают тысячи и тысячи молодых актеров во всех странах, досталась уже упоминавшемуся у нас ранее Итану Хоуку.
На попытку осовременить детективные истории сэра Артура Конан Дойла, которые знаменитый британец писал в начале прошлого века, возможно, и не стоило обращать внимание, если бы не бешеная популярность, полученная телесериалом Стивена Моффата и Марка Гэтисса. Викторианский Лондон, как и здания столетней давности, в британской столице найти не проблема, поэтому к идее перенести действие расследований Шерлока Холмса зрители сначала отнеслись со здоровой долей скепсиса. Однако буквально за один пилотный эпизод авторы доказали, что современный Холмс вполне может пользоваться смартфонами, Интернетом и никотиновым пластырем, а современный Ватсон может быть ветераном Афганистана, вести блог и любить шпионку. Больше того, всего три серии первого сезона сделали суперзвездой Бенедикта Камбербетча и открыли двери в Средиземье для Мартина Фримена. Элементарно, Ватсон!
Для своего режиссерского дебюта популярный британский актер Рэйф Файнс выбрал не самую простую постановку – экранизацию шекспировской (опять! Ох уж этот Шекспир) трагедии «Кориолан». Задача тем более усложнилась тем фактом, что действие древнеримской трагедии решено было перенести в современную Италию. Римский полководец Кориолан, борющийся с непокорными варварами, стал теперь командиром отряда группировки сил НАТО, а противостоять главному герою будут ополченцы, затеявшие в Италии гражданскую войну. Если у Лурмана худо-бедно получилось поединки шпагами превратить в словесные дуэли, то Файнсу с обилием оружия в трагедии и фильме справиться не удалось. Но автоматы – это не мечи и не копья, и это несоответствие очень подкосило общее восприятие картины.
Сказку о Красавице и Чудовище осовременивают, пожалуй, не реже, чем возвращаются к классической интерпретации, – взять хотя бы сериал «Красавица и чудовище», который получил на канале CW уже третий сезон. Но мы сейчас вспомнили не о нем, а о картине Даниела Барнца «Страшно красив», которая вытекла из романа Алекс Флинн, по-своему взглянувшей на классическую историю притяжения противоположностей. Местом действия картины стал современный Манхэттен, который, впрочем, не избавился от колдуний и волшебниц. Одну такую оскорбил молодой студент Кайл, за что поплатился – проклятье его изуродовало, но у героя есть год на то, чтобы изменить себя изнутри, найти настоящую любовь и вернуть привычный облик. Главные роли в фильме сыграли подростковые кумиры Алекс Петтифер, Ванесса Хадженс и Мэри-Кейт Олсен, а потому успех картины обеспечили юные зрительницы.