Один из лучших анимационных фильмов года — про путешествие отрезанной кисти, которая ищет свое тело.
Аккуратно отрезанная кисть сбегает из парижской лаборатории и пытается найти хозяина, встречая на своем пути злых голубей и голодных крыс. Параллельно этому зрителю демонстрируют историю Наофеля — пока что обладателя двух кистей, сироты и, возможно, худшего доставщика пиццы во всем Париже. После очередного ЧП его мопед разбит, пицце повезло меньше. Из-за сломанной парадной двери он не может подняться и отдать заказ, из-за ливня и разбитого мопеда — уехать обратно. Он съедает то, что когда-то было пиццей, и разговаривает через домофон с Габриеллой — адресатом доставки. Наофель моментально влюбляется в нее и на следующий день по крупицам известной информации пытается найти девушку.
Европейская анимация в последние годы во всем уступает американской продукции — не то чтобы были предпосылки что-то изменить, но ситуация все равно пугающая. Из громких релизов последнего десятилетия можно вспомнить разве что творчество Томма Мура, пластилиновые работы студии Aardman Animations и несколько единичных хитов вроде «Красной черепахи», «Маленького принца» и «Жизни кабачка». Из мультфильмов Северной Америки, напротив, можно спокойно составить топ-100 десятилетия, долго споря, что придется оставить вне списка. Наверное, поэтому покупка Netflix французского лауреата Каннского кинофестиваля кажется закономерной: соперничать с крупными бюджетами Pixar, Dreamworks и Disney все равно не получится, а европейская авторская анимация — хорошая инвестиция, которая соответствует политике стримингового гиганта предоставить контент любому типу зрителей.
Netflix рекламировал мультфильм как экранизацию романа Гийома Лорана, одного из сценаристов «Амели», но это тот случай, когда лучше не обращать внимания на прошлые работы создателей, чтобы не попадать в ловушку неправильных ожиданий. При желании, конечно, можно найти пару перекличек между историей о наивной девушке, которая пытается дарить людям радость, и мультфильмом про юношу и его отрезанную кисть: меланхоличная атмосфера Парижа, ностальгия как эскапизм от общества, в котором не можешь найти свое место, и попытка обрести себя. Однако «Я потеряла свое тело» — чуть ли не полуэкспериментальный мультфильм, который в лучшие моменты напоминает не художественное произведение, а эссе о памяти.
Анимационный фильм — идеальный визуальный медиум для истории Лорана, которая, например, в игровом кино выглядела бы как спин-офф про руку из «Семейки Аддамс». Благодаря режиссуре Жереми Клапена «Я потеряла свое тело» легко назваться одним из самых изобретательных и смелых мультфильмов последних лет, лучшие эпизоды которого (те, что с путешествием кисти) даже не поражают воображение, а расширяют его: после них хочется удивленно вздохнуть и риторически спросить: «А так можно было?» Чего только стоит воздушная драка с голубем или противостояние банде крыс в парижской подземке. При этом параллельная линия про Наофеля не выглядит анимационно куцей из-за отхода от сюрреализма к реализму: Клапен разбавляет ее черно-белыми флешбэками о детстве героя, постоянно акцентируя внимание на кисти героя и тактильности происходящего, чтобы история получилась одновременно интимной и абстрактно-поэтичной.
Нелинейный нарратив добавляет истории загадочности — сначала непонятно, как, например, детское воспоминание про поимку мухи связано с жизнью героя и путешествием его кисти. Несмотря на то что линии в какой-то момент обязательно пересекутся, а история станет цельной, мультфильм все равно остается открытым к интерпретации: для одних — просто мультфильм про трагичную историю любви и желание снова стать «целым», для других — трогательный портрет утраты, физической и эмоциональной. Вкупе с тревожной музыкой композитора Дана Леви «Я потеряла свое тело» кажется таким же обособленным и отделенным от анимационной индустрии мультфильмом, как отрезанная рука от тела: это яркий пример независимой анимации, способной добиться зрительских эмоций не проверенными клише, а рискованными тропами и сюрреалистичными образами.