Крепкая психологическая драма силами Алексея Гуськова превращена еще и во вполне увлекательное зрелище. Для только набирающегося опыта режиссера и сценариста – очень неплохо
Крепкая психологическая драма силами Алексея Гуськова превращена еще и во вполне увлекательное зрелище. Для только набирающегося опыта режиссера и сценариста – очень неплохо.
Рыбинспектора Трофима Русанова не зря в округе прозвали Каргой, с ним невозможно договориться, от него не дождешься поблажки или снисхождения, в самый отдаленный уголок тайги заберется он в поисках браконьеров. Очередная стычка с «черными рыбаками» заканчивается потасовкой, и Трофим оказывается в одиночестве на дальней стороне залива без своей лодки – путь домой предстоит неблизкий и довольно сложный. Однако главная опасность ждет инспектора на полпути к деревне – в пустом домике у воды Трофим находит новорожденную девочку, находящуюся на грани жизни и смерти. Мужчина намерен спасти ребенка, но природа неумолима, она изменяет представление Русанова о мире и месте человека в нем.
Современные подростки, да и более старшее поколение наверняка уже даже и не знают, кто такой Владимир Тендряков, а ведь в середине прошлого столетия этот писатель был одним из ведущих реалистов советской литературы, членом правления Союза писателей. В середине 60-х Тендряков от бытоописания перешел к более глубокой прозе, в которой начал говорить о духовно-нравственных проблемах, о социальном разложении советского общества, чем сильно разгневал руководителей государства, лишивших писателя возможности публиковаться. Небольшая повесть «Находка» относится именно к этому периоду творчества Тендрякова, написана она была в 1965 году, но спустя полвека не утратила своего внутреннего стержня и актуальности, а потому прекрасно смотрится в экранизации Виктора Демента.
Конечно, Дементу пришлось пойти на некоторые изменения оригинала, хотя проза Тендрякова и без того весьма кинематографична. Дело в том, что сценарист перенес действие в наши дни, и хотя быт северной деревушки ничуть не изменился, совершенно иным стало зрительское восприятие происходящего на экране. Только этим мы можем объяснить дополнительную ожесточенность, внесенную в канву фильма. Нет в повести ни эпизода с утонувшим рыбаком, ни сцены попытки самоубийства, но таковы уж реалии – сегодня для того, чтобы растрогать зрителя, недостаточно просто ходить с маленьким живым комочком по непролазным сибирским снегам, нужны эмоции посильнее.
Однако все эти безусловно внушительные сцены – лишь наносное, поверхностное. Внутреннее напряжение в картине гораздо интереснее, ведь разыграно оно великолепным актером, а поднятая морально-этическая проблема действительно не решается в одно арифметическое действие. Главный герой по возвращении из своей вынужденной спасательной экспедиции пытается найти ту женщину, что обрекла младенца на неминуемую смерть. Движет им то самое чувство, которым он вершил закон все предыдущие годы, – острое желание справедливости. Каждый, по мнению Русанова, должен нести наказание за свои проступки, слабость не может являться оправданием, нет и не может быть поблажек тому, кто переступает черту, не важно, в большом или в малом.
Вот тут-то и кроется самая интересная деталь рассказа о Карге – в какой-то момент инспектор становится одержим своим поиском. Он поднимает на уши полицию и местную администрацию, он ходит по окрестным домам и даже соседним селам в поисках недавно родившей женщины. Трофим пока не представляет, что сделает с той, что свела его с ума в самом буквальном смысле, но он уверен в неотвратимости порицания. Столкновение же с реальностью окатывает героя ушатом ледяной воды – не ко всему, оказывается, можно подойти с единым мерилом «хорошее-плохое», не все в мире измеряется черно-белой нравственной шкалой, не одного его мучает эта трагедия.
Возможно, все это в том или ином виде мы лицезрели на экранах не раз и не два, но и не должен каждый фильм претендовать на оригинальность и новаторство. Важнее порой то, как рассказана история, с какими внутренними и внешними эмоциями, с каким напором и каким послевкусием. «Находка» берет именно своей эмоциональной частью – картина невероятно красива, интимно близка зрителю (многие сцены вам приходится переживать один на один с главным героем), она действительно трогает, увлекает и не дает однозначных ответов. Чуть портит ленту чрезмерно оптимистичный взгляд на трансформацию Трофима, но это проблема оригинальной повести. Во всем остальном получилась замечательная драма, достаточно крепкая для тех, кто любит серьезное кино, и вполне зрелищная для поклонников визуального восприятия фильмов.
С 3 декабря в кино.