Для человека важно иметь опору. Если ты блуждаешь в темноте, лучше делать это с кем-то под боком. Если тебя занесло на необитаемый остров, за друга сойдет даже волейбольный мяч. Если твой разум засасывает мир сновидений, удержаться на плаву поможет любая весточка из «дома»
Дени Вильнёв – новая звезда голливудского режиссерского цеха. Канадец снял свой первый фильм еще в 1996 году, но во весь голос он заявил о себе лишь в 2010 году. Тогда критикам и фестивальной публике безумно понравились «Пожары». С тех пор Дени шел по восходящей: были «Пленницы» с лихо закрученным сюжетом, затем «Враг» с загадочной атмосферой, мистикой и полным противоречий финалом, а теперь «Наемница».
Вильнев предлагает нам историю, которая развивается на американо-мексиканской границе, где женщина-полицейский сопровождает двух рейнджеров, преследующих наркобарона. Она не подозревает, что по ту сторону границы есть тайное место, где не действуют никакие законы, царят насилие и разврат. Для главной героини это место станет адом, и вернуться оттуда будет непросто. Во-первых, она в Мексике, то есть в негостеприимном доме у боссов наркокартелей. Во-вторых, она женщина с оружием и в полицейской форме, а значит, ей априори тяжелее, чем остальным.
Дени Вильнев описывает свою новую работу как «мрачную поэму». В главной роли он изначально хотел видеть Эмили Блант. Но не потому, что Эм сейчас главная экшен-вумен Голливуда. Вильнев приметил ее задолго до «Петли времени» и «Грани будущего», он углядел ее еще в 2009 году, когда Блант снималась в «Молодой Виктории».
Так вот, в один прекрасный день Вильнев взял рукопись сценария и пошел к Эмили домой. Актриса тогда была не настроена сниматься, она недавно родила и вполне комфортно чувствовала себя дома. Ни о каких мрачных поэмах Эмили и не помышляла. Однако Вильневу удалось напроситься в гости и убедить прочитать сценарий.
«Я прочитала и подумала: “Я не могу сняться в этом фильме. Он такой мрачный. Я только что стала мамой, и это не то, что мне хочется делать”. Когда Дени Вильнев пришел ко мне домой, моей дочери было 4 недели. Я просто сидела дома буквально в пижаме, без макияжа, я тогда еще грудью кормила, а он убеждал меня сняться в фильме! Тогда я спросила его: “Дени, ты уверен, что хочешь, чтобы я это сделала? Ты уверен?” И он ответил мне с французским акцентом: “Нон, мадам, но у меня есть чувство, что это будет великолепно!” Дени – будто тихий убийца. Он заманивает тебя своей улыбкой, приятным юмором, и внезапно ты оказываешься в гребаной Мексике, несешься по какой-то улице», – вспоминает Блант.
Блант повелась на обаяние Вильнева. Канадец стал для нее «милейшим человеком с темной душой», а вот сам фильм оказался для британки пыткой. Съемки под палящим солнцем, многочасовая работа перед камерой, несмотря на недуги и стресс, – все это пережила Блант. После одной из сцен (не будем говорить какой) Эм вообще не могла уснуть, причем бессонница продолжалась аж четыре дня. Но все того стоило, Блант выдала очередной блистательный перформанс. Вильнев же благополучно продолжил шагать по идущей ввысь карьерной лестнице.
«По-испански Sicario означает “убийца” (у российских прокатчиков означает “наемница” – примечание автора). В киношной терминологии Sicario означает сенсационный, самый захватывающий, напряженный, пронизывающий фильм о тайной войне с наркотиками со времен “Траффика” Стивена Содерберга 15-летней давности», – пишет Питер Траверс (Peter Travers/Rolling Stone).
Тут же оговоримся, что «Наемница» при всем своем очаровании не является 100-процентным попаданием в цель. Ленту оценили не все зрители. Одним не хватило темпа, другим новизны, третьим какого-то морального посыла.
«”Наемница” не позволяет себе грубых ошибок на уровне исполнения или актерской игры, скорее это сбивчивый темп и отсутствие какой-то высшей цели», – считает Тим Роуби (Tim Robey/The Telegraph).
«Иногда “Наемница” слишком гордится своим же нигилизмом, но в целом это интересный, взрослый фильм от режиссера, чья жесткая манера продолжает впечатлять», – поделился впечатлениями Гай Лодж (Guy Lodge/Time Out London).
Продолжает тему жесткости Джефф Бэйкер (Jeff Baker/Portland Oregonian): «Насилие в фильме шокирует, оно выглядит эффектно, и кровь впитывается в сухую коричневую гладь песка».
А теперь вернемся к актерской игре. Эмили Блант, говорят, шикарна. Ей нисколько не уступают Джош Бролин и Бенисио дель Торо.
«В игре Блант есть какой-то стальной отблеск. Она несет с экрана смесь уверенности, дикости и ранимости, что крайне выгодно смотрится на фоне героев альфа-самцов, которые выше ее по званию», – хвалит исполнительницу главной роли Питер Брэдшоу (Peter Bradshaw/The Guardian).
«”Наемница” – это тошнотворный восторг от поездки по парку развлечений Дика Чейни в компании прекрасного актерского состава, возглавляют который Эмили Блант, Джош Бролин, в доску свой, но до ужаса мрачный тип в сланцах, и Бенисио дель Торо, окутанный неопределенностью. Похоже, дель Торо – самый страшный герой из когда-либо появившихся на экране», – считает Эндрю О’Хеир (Andrew O’Hehir/Salon.com).
Вообще, герой дель Торо не должен был быть настолько таинственным типом. После просмотра все задаются вопросом: он вообще кто такой? Мексиканец? Цэрэушник? Колумбиец? Так вот, предполагалось, что зритель будет знать ответы на вопросы, но по ходу съемок дель Торо и Вильнев серьезно порезали роль мексиканца/цэрэушника/колумбийца (нужное подчеркнуть). В сценарии были предусмотрены диалоги-флешбэки, объясняющие, кто такой этот бровастый парень с каменной рожей и зловещими намерениями. Дель Торо сказал, что все это нонсенс, никто не будет через 15 минут после знакомства рассказывать о своем прошлом, о своих скелетах в шкафу и прочей личной лабуде. В общем, актер и режиссер решили, что будет куда лучше пустить героя в плавание в долине безмолвия.
Что ж, теперь всерьез поговаривают о сиквеле «Наемницы», который должен рассказать нам о герое Бенисио. Видимо, все эти флешбэки, вырезанные из сценария, мы все-таки увидим. Сама же «Наемница» показалась миру 18 сентября. Когда она появится в России, пока неизвестно.
Итак, перед нами новый фильм маэстро Стивена Спилберга, и это триллер о противостоянии КГБ и ЦРУ во времена холодной войны. Сценарий писали Джоэл и Итан Коэны. Они изложили на бумаге правдивую историю Джеймса Донована (Том Хэнкс), адвоката, засланного в Советский Союз на переговоры с КГБ по освобождению или обмену плененного американца. Гражданин США попал в руки советских спецслужб после того, как в 1960 году в районе Свердловска советские военные сбили разведывательный самолет U-2, а его пилот Фрэнсис Гэри Пауэрс был взят в плен… Холодная война, агрессия и неприязнь ко всему западному, и ты, американец, оказываешься в месте, где тебе никто не рад. Так себе зона комфорта.
Черновик скрипта набросал Мэтт Чэрмен. Сделал он это еще в 2013 году, написанным заинтересовались Том Хэнкс и Стивен Спилберг. Причем для последнего это во многом личный проект. Видите ли, отец Спилберга в каком-то роде проходил через «шпионский мост». Россия и США производили обмен, и инженер Спилберг проследовал на другую сторону. Было этот как раз в тот период, когда сбили Пауэрса, когда между странами нарастала напряженность… Отец Спилберга вспоминал, что русские выстроились в очередь, чтобы посмотреть на разбившийся самолет Пауэрса. Когда они увидели американских инженеров, начали показывать на них пальцами и приговаривать что-то непонятное… Такая вот история.
Съемки «Моста шпионов» начались в сентябре 2014 года. К слову, название фильма – далеко не новое словосочетание в риторике холодной войны. Это неофициальное название Глиникского моста в Берлине, который в шестидесятые соединял Западную Германию и Потсдам, находившийся под контролем Восточной Германии. На нем менялись военнопленными, поэтому журналисты прозвали его мостом шпионов. Спустя почти полвека на Глиникском мосту Спилберг и Хэнкс снимали свою ленту, а канцлер Германии Ангела Меркель их приветствовала:
«”Шпионский мост” – это смесь Фрэнка Капры с примесью ле Карре», – вкратце описывает фильм Крис Нэшэвати (Chris Nashawaty/Entertainment Weekly).
Для справки: Фрэнк Капра снимал с двадцатых по шестидесятые, восемь его фильмов были номинированы на «Оскар», три из них выиграли заветные статуэтки. Эта тройка – «С собой не унесешь», «Мистер Дидс переезжает в город» и «Это случилось однажды ночью». Джон ле Карре – один из самых продаваемых авторов шпионских романов. Секрет успеха в том, что британец когда-то работал в МИ-5. Так что сравнение с любым из этих деятелей весьма лестно.
«Новый фильм Стивена Спилберга отличает учтивость. Он угождает зрителю и не посягает на что-то из ряда вон, но в нем есть нечто, что позволяет его поставить в одну категорию с заставляющими грызть ногти романами Джона ле Карре», – отдает должное фильму Джошуа Роткопф (Joshua Rothkopf/Time Out New York).
«”Шпионский мост” – на треть драма в зале суда, на две трети триллер времен холодной войны, и пусть он затягивает, спасибо актерам и роскошной режиссуре, фильм не без недостатков», – делится впечатлениями Родриго Перес (Rodrigo Perez/The Playlist), обращая внимание на акцент на более старшее поколение, штампы, избитые приемы, излишнюю идеализацию героев, отсутствие моральности и новизны.
«Лента максимально упрощена и за счет этого интересна, но кажется, что это работа мастера, который скорее хотел уважить зрителя, нежели попробовать что-то новое», – выразил ту же мысль, что и Перес, рецензент Кристофер Грэй (Christopher Gray/Slant Magazine).
В США премьера ленты состоялась сегодня, 9 октября, в России дата релиза – 26 ноября.