Перевод – это искусство, а не наука, и хорошие переводчики знают, что во многих случаях отсебятина лучше, чем буквальный, «лобовой» перевод. Поэтому переиначивания иностранных названий фильмов в российском прокате зачастую вполне уместны
«Железный Человек», «Тор», «Невероятный Халк», «Человек-муравей», «Мстители», «Стражи Галактики»… Чувствуете тенденцию? Правильно, все фильмы студии Marvel называются в честь ее комиксных супергероев или команд из ее персонажей. Почему же картина о Капитане Америка названа иносказательно – «Первый Мститель»? Потому что прокатчики сочли, что слово «Америка» в названии ленты обидит российских зрителей. Так что почти во всем остальном мире фильм логично назывался: «Капитан Америка: Первый Мститель», а у нас и еще в нескольких странах первые два слова из заглавия исключили. То есть, по мнению Marvel и Paramount, сюжет про Капитана Америка нас не задевает, а имя героя в заглавии – задевает. Ох уж эта загадочная русская душа!
Эта фэнтези-лента еще не добралась до экранов, но ляп прокатчиков уже налицо. Как известно, во время съемок блокбастера 2012 года женатый режиссер Руперт Сандерс и его ведущая звезда Кристен Стюарт завели роман. Разразился громкий скандал, и продюсеры почли за лучшее не привлекать Сандерса и Стюарт к созданию сиквела. Поэтому вторая картина получила название The Huntsman: Winter's War («Охотник: Зимняя война»). Но российские прокатчики так хотели подчеркнуть, что речь идет о продолжении, что сохранили Белоснежку в заглавии. Хотя вся суть ленты в том, что героини Стюарт там нет! Заметим в скобках, что новая картина – это одновременно приквел и сиквел «Белоснежки и Охотника», поскольку ее действие начинается до начала действия предыдущей ленты и заканчивается после его завершения.
В этом ляпе, надо признать, российские издатели классического японского мультфильма не виноваты. Они перевели его название с английского языка (Ninja Scroll), скопировав ошибку, которая некогда была допущена американскими переводчиками. В японском языке использованный в заглавии иероглиф означает не «свиток» или «манускрипт», а «история» или «повесть». Поэтому лента по-русски должна была называться «Повесть о ниндзя» – и не вызывать ни у кого недоумения из-за того, что никакие рукописи в ней не фигурируют. Кстати, если бы перевод был сделан вовсе без учета западного издания, то лента называлась бы «Повесть о Дзюбее, ниндзя ветра».
World War Z переводится как «Мировая война Z» (в смысле людей с зомби). Что плохого или неблагозвучного в этом названии? Ничего. Что мешало так и назвать постапокалиптический боевик Марка Форстера? Ничего. Но почему-то у прокатчиков вдруг всплыл в памяти роман Герберта Уэллса о войне землян с марсианами, и «Мировая война» превратилась в «Войну миров». Что в данном случае ни к селу ни к городу, поскольку зомби в фильме – жертвы земной эпидемии, а не пришельцы из космоса или из параллельной вселенной.
Популярнейшая французская трагикомедия 2011 года рассказала зрителям о неожиданной дружбе французского аристократа-инвалида и его сенегальского слуги, принадлежащего к совсем другому социальному кругу. И тот и другой в современном французском обществе – аутсайдеры, и потому картина о них была вполне естественно названа «Неприкасаемые» (Intouchables). Наши же прокатчики, очевидно, решили, что если так называть кино, то наши образованные зрители сочтут, что это фильм о низшей индийской касте. Поэтому лента получила странное арифметическое название «1+1». Можно понять, какой смысл заложен в это заглавие («дружба двух уникальных личностей»), но у французского названия смысл совсем иной!
У английского слова Inception много русских значений, и российские прокатчики фантастического триллера Кристофера Нолана ухитрились выбрать тот перевод, который хуже всего подходит для ленты о внедрении в сознание с целью зародить там определенную мысль. Что и у кого в фильме начинается? Кроме разве что новой карьеры героини Эллен Пейдж… «Зарождение» или даже «внедрение» было бы куда более удачным и осмысленным переводом.
Сочиняя роман о мальчике по имени Джеремайя (Иеремия), американская писательница Лора Альберт, работающая под псевдонимом Дж. Т. Лерой, дала книге нарочито претенциозное название, представляющее собой цитату из библейской книги пророка Иеремии: The Heart Is Deceitful Above All Things («Лукаво сердце человеческое более всего…»). Итальянская актриса и постановщица Азия Ардженто сохранила эту претенциозность, что было вполне естественно для артхаусной артистки. Но наши переводчики, вероятно, сочли, что наших зрителей артхауса лучше привлекать чем-то попроще, чем Библия, и назвали ленту «Цыпочки». Что, вообще-то, весьма цинично и оскорбительно. Ведь в этой мрачной и шокирующей драме речь идет о наркоманке, которая одевает своего маленького сына девочкой. Мальчик, в свою очередь, пытается подражать матери в ее «отношениях» с мужчинами.
Не нужно быть большим знатоком творчества знаменитого американского певца Джонни Кэша, чтобы распознать в оригинальном названии байопика о его жизни Walk the Line заглавие его популярной песни I Walk the Line (буквально «Я иду по линии»). Еще проще послушать эту песню и осознать, что певец поет о том, что любовь помогает ему не срываться, держаться в рамках, стремиться стать лучше. Этому же, в сущности, посвящен фильм – тому, как романтические отношения Кэша с коллегой-певицей Джун Картер положительно влияли на его жизнь. Но наши прокатчики решили, что музыкальный герой обязательно должен быть бунтарем, и нарекли фильм полной смысловой противоположностью его исходного заглавия.
Хорошие учителя английского языка не устают повторять, как важно досконально освоить грамматику языка, а не полагаться лишь на знание того, как переводятся отдельные слова. К сожалению, прокатчики худшего, по мнению самого режиссера, фильма Квентина Тарантино этой мудростью пренебрегли и не заметили, что Death Proof не может переводиться как «Доказательство смерти», поскольку по-английски это словосочетание звучало бы как Proof of Death. На самом деле Death Proof буквально переводится как «Защищенный от смерти». Речь идет о каскадерской машине, которая сконструирована так, что ее водитель может выполнять головокружительные трюки, не боясь за свою жизнь.
Бывают переводческие глупости, бывают переводческие нелепости, бывают откровенные ляпы… Но «Синистер» – это просто маразм. Английское название хоррора Скотта Дерриксона буквально переводится как «Зловещий», и хотя по-русски такое заглавие звучит неуклюже, ему легко было бы подобрать благозвучный синоним. Вместо этого прокатчики попросту опустили руки и переписали английское слово русскими буквами. Так что зрители, не освоившие язык Спилберга и Кубрика, могут до морковкина заговенья гадать, какое отношение загадочный «Синистер» имеет к картине о злом духе, который заставляет детей убивать своих родителей.