Фильм, который Валерий Тодоровский снял "случайно" -- в затянувшемся перерыве съемочного процесса "Буги на костях", автоматически стал модным. Клубная музыка, Федор Бондарчук, яркие цвета, броский клиповый монтаж, актуальная тема -- "Тиски", в общем, самое не фестивальное кино, когда либо снятое режиссером.
В крупном провинциальном городе, сильно напоминающем Ростов, живет молодой парень с красивой девушкой. Парень работает ди-джеем в местном клубе, мечтает уехать в Москву и стать знаменитым. Его жизнь резко меняется, когда он со своими двумя друзьями попадает на крючок к местному царьку по сбыту наркотиков. Теперь он – дилер. Царек – обаятельный, но жестокий – заменяет ему отца. Бежать ему некогда, тем более что офицер местной милиции решает воспользоваться героем для того, чтобы разоблачить наркобарона.
Появление такого фильма у Валерия Тодоровского уже даже вызвало слухи в профессиональной среде: мол, «Страной глухих» (1997) и «Любовником» (2002) денег не заработать, так Тодоровский-младший потянулся в гламур. Картина, тем временем, попала в конкурсную программу "Кинотавра", и, видимо, не случайно, потому что выбирать было из чего. И здесь прежде всего стоит отметить предельную "синефильность" картины. Ориентальность выражена в цветах под Вонга Кар-Вая, финале под Такеши Китано. Знойные ростовские улочки напоминают «Город Бога» /Cidade de Deus/ (2002) и другие латиноамеринские картины, наполненные жарой и преступностью. Тема "засланного казачка" – это уже больше Голливуд и Трюффо, любимый Тодоровским. Словом, цитаты и параллели можно искать бесконечно.
Если же вглядеться в суть произведения, то наркотический дурман, которым режиссер постепенно окутывает героев, заставляет зрителя задумываться о том, как беззащитен человек перед опасностью потерять все, что он имеет и чем дорожит. Но и о том, что мы все так или иначе живем в том мире, о котором предупреждает автор фильма. Ди-джею важен полет, он любит власть, любит, чтобы его любили, – наркобарон с мефистофелевской улыбкой предлагает ему все это в размере, стократно превышающем самые смелые мечты юноши. В мире перевернутых ценностей поводов отказаться от такого подарка – не так много. Значит, дело в ценностях. Где сокровище человека, там и его сердце. Героиновый шик ди-джея, его друзей, всех тех, кто вовлечен в убийственный бизнес, вызван только ощущением ими несправедливости мира, который не торопится дать им несложные блага. Немного поменять свою позицию – и вот уже врата рая распахиваются крыльями сирен перед людьми, которые никому не нужны, изнеможенных в провинциальной бедности, бессмысленности, равнодушии.
Потерянное поколение согласно на любые наркотики, которые способны придать хоть какой-то смысл их существованию. Снять их с иглы будет непросто, предложить что-то взамен – еще сложнее. Не случайно в одной из альтернативных концовок "Тисков" главный герой в итоге оказывается в комнате, где кроме его галлюцинаций и шприцов ничего нет. Наркотики побеждают. Пока.