Дурацкий остросюжетный сериал об аутичном парне, который работает на ЦРУ, в то время как его русская семья помогает СВР взорвать Америку
Дурацкий остросюжетный сериал об аутичном парне, который работает на ЦРУ, в то время как его русская семья помогает СВР взорвать Америку.
Алекс О’Коннор (Гэвин Стенхаус) – начинающий аналитик ЦРУ, который обладает фотографической памятью и знает, кажется, все, что ему нужно для службы Родине. Однако он не знает, что его американский папа (Скотт Коэн) и русская мама (Хоуп Дэвис) долгое время работали на российскую разведку, а его старшая сестра (Маргарита Левиева) продолжает сотрудничать с СВР. Когда Алекса привлекают к расследованию, которое может поставить под угрозу все российские тайные операции в США, куратор О’Конноров (Морган Спектор) требует, чтобы семья завербовала парня и перетянула его на сторону Москвы. В противном случае им грозит мучительная смерть вроде сожжения живьем, которое расследует Алекс.
В то время как китайцы и примкнувшие к ним корейцы с вьетнамцами празднуют появление на американских телеэкранах второго в истории США ситкома об американско-азиатской семье «С корабля» (первый такой ситком «Американская девушка» транслировался в середине 1990-х, и он продержался всего один сезон), американские русские могут похвастаться тем, что сейчас параллельно транслируется два шоу о «наших» в Штатах. Это обожаемые критиками кабельные «Американцы» и недавно дебютировавшая на эфирном канале NBC шпионская драма «Преданность».
Правда, оба сериала – скорее подарок для российских патриотов, чем для российских эмигрантов, поскольку и в «Американцах», и в «Преданности» русские оказываются антигероями, шпионящими против США. Эмигранты же обычно не любят, когда их выставляют в негативном свете. Но позитивное шоу вроде «С корабля» надо заслужить. Вон, ситкомов про мусульман и индейцев в США нет до сих пор. Не заслужили… В Канаде заслужили («Маленькая мечеть в прерии» и «Девушки-могавки» соответственно), а в США – нет. Надо лучше работать!
Когда журналисты прочли синопсисы «Преданности» в пресс-релизах NBC, они поспешили окрестить новое шоу клоном «Американцев» и попали пальцем в небо. Во-первых, несмотря на поверхностное сходство, это принципиально разные сериалы. В то время как психологичные «Американцы» черпают вдохновение в реальном противостоянии супердержав в 1980-е и живописуют проблемы семей, раздираемых тайнами и двуличием, «Преданность», видимо, будет заведомо нереалистичным шоу о парне, который попытается сохранить жизнь родным, не слишком предать Штаты и предотвратить «теракт вроде 11 сентября», который СВР готовит Америке. Во-вторых, «Преданность» не придумана на основе «Американцев», а скопирована с израильского сериала «Ячейка Гординых», который появился в эфире в 2012 году, за год до дебюта «Американцев». Так что еще вопрос, кто у кого дубинку украл!
Концепция «Преданности» – потенциально сильная завязка для интригующего остросюжетного шоу. К сожалению, пилот сериала испорчен сценарными нелепостями, некоторые из которых вызывают гомерический смех. Так, серия начинается с того, что агенты СВР в Америке казнят предателя, запихивая его живьем в горящую топку. Это уже бред – шпионы всего мира отсылают проштрафившихся товарищей на родину, для тщательного расследования, и даже Виктор Суворов, из «Аквариума» которого взята эта сцена, никогда не утверждал обратного.
Однако юмор этой сцены в другом – в том, что уже горящий агент кричит «Иисус воскрес!», что Алекс позднее распознает как намек на «пасхалку» (программистский термин). Однако эти слова были не тонким намеком для ЦРУ, а криком о помощи, обращенным к присутствующим! Мол, «спасите меня, потому что я вам еще пригожусь – я украл больше тайных документов, чем вы думаете». И где же, интересно, сценаристы «Преданности» нашли человека, который сперва прямым текстом умоляет пощадить его, а потом, уже в печке, просит о помощи едва понятным кодом? Кто может говорить намеками, когда горит его одежда? Уж лучше русские с медведями и балалайками, чем такой запредельный маразм! И, кстати, по-русски все-таки с Пасхой поздравляют «Христос воскрес!», а не «Иисус воскрес!».
Завершается серия тоже на «мощной» ноте. Алекс обнаруживает, что на знакомой ему с детства семейной фотографии изображен агент СВР, которого он раньше считал просто другом семьи. Но с какого же перепугу О’Конноры уже после переезда в Америку открыто общались и даже фотографировались с кадровыми сотрудниками КГБ-СВР? И почему они держат такое фото на видном месте, если лишь вопрос времени, когда их сын-цэрэушник пролистает досье вражеских шпионов и обнаружит, что среди них есть украшающая родную гостиную физиономия?
Подобные глупости (а это лишь два примера из множества) можно было бы простить ироническому шоу, но «Преданность» каменно серьезна, как ее главный герой, который лишен чувства юмора, потому что страдает высокофункциональным аутизмом. Да, Алекс – очередной представитель аутичной когорты, которая в последние годы заполонила американские сериалы. И если раньше можно было восхищаться смелостью сценаристов, которые решаются наделять главных героев психическими расстройствами, то сейчас персонаж-аутист – признак лени и отсутствия фантазии. «Как сделать так, чтобы наш скучный “бойскаут” не был пресным, как байкальская вода? – Давайте лучше сделаем его нудным в квадрате, Шелдоном Купером без эксцентрики! Пусть, как робот, изрекает эзотерические факты про температуру топки! И пусть у него не будет друзей и девушки, чтобы ничто не отвлекало от спасения семьи и страны!»
У такого подхода есть свои драматургические плюсы – аутисту в два раза сложнее, чем обычному человеку, водить людей за нос. Но шоу вроде «Преданности» больше подошел бы герой, с которым зрителям было бы просто себя ассоциировать. А не парень, который до восьми лет молчал, а потом вдруг заговорил правильными фразами. Вон, «Ячейка Гординых» прекрасно обошлась нормальным парнем. И вообще, шпионским шоу больше подходят обаятельные и человечные главные герои вроде Энни Уокер из «Тайных связей». Хотя, надо признать, Гэвин Стенхаус достаточно молод и красив, чтобы отчасти скомпенсировать «механичность» своего героя.
А что же другие персонажи? По поводу Коэна, Левиевой и их героев у нас нет ни больших претензий, ни особых восторгов. Харизматичная Хоуп Дэвис в роли «мамы Кати» могла бы быть и потеплее (все-таки русская женщина, хоть и дочь генерала КГБ), а кореец Кеннет Чой в роли цэрэушного начальника Алекса компетентен, но не так ярок, как мог бы быть. В свою очередь, все второстепенные персонажи из СВР выглядят как быдло-бандиты, и это разительный контраст с «Американцами», где, например, в третьем сезоне куратора из КГБ играет Фрэнк Ланджелла. Сразу видно, какое шоу русских уважает (пусть даже как врагов), а какое до смерти боится, что его заподозрят в сочувствии к «государству террористов». Которым мы, видимо, являемся после того, как наши граждане устроили 11 сентября. Ах, нет, это же были выходцы из Саудовской Аравии… Показательно, что О’Конноры работают на СВР из страха за свою жизнь, а не по патриотическим или идейным соображениям, как ключевые персонажи «Американцев».
В общем, «наших» сериал не уважает, а зрителей он держит за дурачков, не способных разглядеть очевидные ляпы. Актеры и персонажи при этом шоу не топят, но и не спасают, и единственный очевидный плюс «Преданности» – драйвовость и сюжетная насыщенность пилотной серии. Которая не факт что сохранится в последующих эпизодах. Правда, кое-что из этого, возможно, в будущем поправится, и основная идея сериала достаточно интригующа, чтобы вытащить шоу, если сценаристы и актеры ему помогут. Но пока что «Преданность» хочется смотреть лишь ради того, чтобы узнать, какой русский обычай сценаристы объяснят (и переврут) в следующей серии.