Увлеченные очеловечиванием главных героев авторы военной картины об одной из страшнейших страниц сопротивления нацизму упустили слишком много важного, превратив фильм в банальный триллер
1942 год. В пригород Праги из Британии заброшены два бойца чехословацкого Сопротивления, Йозеф Габчик и Ян Кубиш, перед ними стоит задача уничтожить гитлеровского ставленника на захваченных Германией территориях, третьего человека в рейхе, известного своей особой жестокостью и изощренностью пыток Рейнхарда Гейдриха. В силу многих обстоятельств покушение постоянно откладывается, и идущие на верную смерть диверсанты успевают обзавестись в подполье друзьями, соратниками и даже любимыми женщинами. Но приказ есть приказ, а дело освобождения родины должно стоять выше личных интересов, и Габчик с Кубишем совершают нападение на Гейдриха. Рискованная операция отклоняется от первоначального плана, и под угрозой оказываются жизни всех, с кем герои Сопротивления были связаны.
Совместная работа чешских, британских и французских кинематографистов «Антропоид» – кино, которое в современной России вряд ли вызовет ажиотаж, обширные дискуссии или хотя бы дежурное бурление в соцсетях. Зарубежная картина о вкладе простых людей в сопротивление нацизму в ходе Второй мировой войны – тема, на сегодня в нашей стране крайне непопулярная, согласно последним опросам, большинство населения России уверено, что Советский Союз в одиночку разбил Германию, Италию и Японию, попутно «отпихивая» пытающихся примазаться к Победе союзников и поверженные народы Европы. Выходить в прокат с картиной о пражском Сопротивлении в подобной обстановке опрометчиво, а потому не стоит удивляться, что лента Шона Эллиса добралась до наших экранов с существенной задержкой.
Но давайте не будем искать заговор там, где все можно объяснить банальным невежеством и самовлюбленностью, тем более что и сам фильм «Антропоид» не отличается четким следованием фактам – несоответствия реальным историческим событиям в нем можно обнаружить, даже просто вооружившись знаниями из статей Википедии. Однако поиском блох пусть занимаются другие, а мы предлагаем в контексте данной картины подумать над этическими вопросами, которые авторы либо стыдливо опустили, либо трансформировали в поверхностные и приземленные чувства между людьми.
О чем речь? Прежде всего, о том, что послужило стимулом к проведению опасной операции. Авторы фильма деликатно называют главной причиной желание избавить мир от жестокости Гейдриха, настоящего палача, стоявшего у истоков «Окончательного решения еврейского вопроса», инициировавшего создание концентрационных лагерей и устраивавшего кровавые чистки на подведомственных территориях. Это лишь одна сторона медали. Другая – в какой-то степени даже более жестокая и циничная – желание англичан и бежавших в Британию чехов расшевелить переставших сопротивляться оккупации соотечественников. Убийство Гейдриха должно было поднять градус насилия в адрес населения и, соответственно, повысить силу противодействия. Жестокий метод? Да. Но такова война, и неудивительно, что Эллис и сценарист Энтони Фревин это тонкое место обошли вниманием.
Другой важный вопрос в случае военного террора, неизбежно возникающий в любую эпоху, – это ответственность энтузиастов Сопротивления и наказание их родных и близких. «Антропоид» и в этом скромно понизил градус накала, фильм продемонстрировал, конечно, жестокие пытки и вынужденное предательство, как и в реальной истории, засевшие в церкви диверсанты были уничтожены подавляющими силами нацистов, но реальные последствия авторы вынесли в скромный финальный титр: «Смерть Гейдриха обернулась гибелью свыше пяти тысяч граждан Чехословакии». Только вдумайтесь, в отместку за убийство своего главы местные каратели уничтожили несколько деревень, где жили родственники Габчика и Кубиша. Вот где вопрос о цели и средствах! А в фильме все эти страдания сведены к гибели влюбившейся в героя женщины. Мелко и как-то несколько трусливо…
Увы, без этих важнейших вопросов, без тяжелого осмысления причин и следствий, без попытки понять и принять подлинную цену каждого шага сопротивления и освобождения фильм превращается в не слишком изобретательный военный триллер, работающий в узких рамках жанра – перестрелкам и опасности разоблачения «Антропоид» внимания уделяет больше, чем действительно важным вещам. Да, восстановить в памяти события драматической операции лента поможет, но она не дает ощущения контекста и не пытается быть частью Большой Войны.
На этом фоне любые актерские старания не выглядят выдающимися, да и нельзя сказать, что Киллиан Мерфи или Джейми Дорнан в кадре творят что-то невероятное, как и Тоби Джонс, одинаково угрюмый что в роли противника нацизма здесь, что в образе пособника фашистов в кинокомиксах Marvel. К кому претензий быть не может, так это к художникам и декораторам, превратившим в поле боя улицы реальной Праги или выстроившим точные копии тех мест, что сейчас недоступны кинематографистам, – эту работу трудно не заметить и не оценить должным образом, но в остальном «Антропоид» нельзя назвать фильмом большой глубины и смелости.
Картина Шона Эллиса – пример того, как важная для понимания механизмов самопожертвования история может быть выхолощена и обездвижена желанием соответствовать стандартам драматургии, как увлечение деталями мешает понять и даже увидеть общее. Увы, но «Антропоид» – не более чем беллетристика, героическое чтиво на вечер, драматическое ровно настолько, чтобы зритель не заснул. Реальная война и партизанское сопротивление были совсем иными, но кино об этом рассказывает редко, и совершенно точно не в этот раз.
С 22 июня в кино.