Плоский и шаблонный, но зато динамичный российский триллер об охоте на главного чеченского террориста
В разгар Второй чеченской войны оперативник ФСБ Егор (Игорь Петренко) попадает в плен и едва не погибает от рук главаря террористов Шамиля Базгаева (Аюб Цингиев). В последний момент Егору спасает жизнь старый друг Шамиля, которому нужен русский заложник для обмена на членов семьи. После освобождения Егор готовится к выходу в отставку, но в последний момент все же решает вернуться на Северный Кавказ. Он становится одним из лидеров оперативной группы, созданной для ликвидации Базгаева и его пособников.
Вторая чеченская война завершилась сравнительно недавно, и раны от нее еще до конца не затянулись. Вспоминать эту войну больно, особенно когда на ум приходят кошмарные теракты Шамиля Басаева, кровавые и унизительные для всей нашей страны. Так стоит ли сейчас превращать те события в развлекательное кино, пусть даже созданное как экранный памятник сотрудникам спецслужб, которые уничтожили Басаева? На наш взгляд, это несвоевременно.
Однако у продюсера Карена Шахназарова и режиссера Александра Аравина иное мнение. Они положили в основу «Решения о ликвидации» реальную операцию против Басаева, и они утверждают, что фильм едва ли не документальный. Однако поверить в это невозможно. Во-первых, просочившиеся в прессу подробности миссии во многих деталях не соответствуют показанному на экране. А во-вторых, в картине стадами бродят жанровые штампы, явно позаимствованные не из жизни, а из аналогичных постановок. Так что оставим слова продюсера и режиссера на их совести.
Как военно-детективный триллер «Решение» – кино простое и кондовое, без особых вывертов и тонкостей. Несколько оперативников ездят по Кавказу, ищут связанных с главным злодеем людей, находят их, получают нужные сведения и в итоге проводят операцию по уничтожению. Финал ленты, очевидно, ближе всего к реальности, поскольку он нарушает главный закон жанра. Триллерам положено заканчиваться личной схваткой героя и злодея, а в концовке «Решения» Егор сидит перед монитором в своей конторе и нервно теребит кнопку, которая должна подорвать грузовик с террористом. Это, конечно, не так драматично, как кульминационная перестрелка. Да, Басаев был уничтожен дистанционно, и эфэсбэшники правильно поступили, что зря не рисковали жизнями. Но фильм от такого приступа документализма не выиграл.
В остальном Егор ведет себя как типичный экранный спецслужбист или полицейский. Он лезет на рожон, действует по наитию, не вызывает подкрепление, нарушает законы и порой шутит в трудных ситуациях. Разговаривает Егор исключительно шаблонами – как, впрочем, и все остальные персонажи. Лишь личное обаяние Игоря Петренко не дает персонажу превратиться в говорящую куклу и утратить зрительское сочувствие.
Что до Базгаева-Басаева, то он просто не получился. Все мы помним, какой харизматичной личностью был реальный Басаев. Только такой человек мог стать главарем в беззаконное время и много лет оставаться предводителем боевиков. В экранном Базгаеве же виден фанатик, но не чувствуется лидер, и это принципиально, хотя роль у Цингиева по продолжительности небольшая. Базгаев не пугает так, как пугал Басаев, даже когда злодей начинает рассуждать о новых терактах.
К достоинствам ленты можно отнести то, что она не противопоставляет мусульман и русских, движется без провисаний и заканчивается на позитивной ноте без чрезмерного ура-патриотизма. Также в фильме есть пара больших взрывов, но после голливудского кино они не впечатляют. В общем, «тройку» картине поставить можно, но это оценка с натяжкой. Фильм ближе к телепостановкам, чем к лентам, которые стоит показывать и смотреть в кино.
С 7 июня в кино.