Вырезанные сцены и альтернативные концовки – явление в кинематографе достаточно распространенное, все чаще можно услышать о том, что режиссер подготовил материала на пятичасовую ленту, из которой потом на монтажном столе получается полуторачасовой фильм
Логово ксеноморфа
Многими из нас «Чужой» Ридли Скотта изучен вдоль и поперек, мы считаем, что знаем каждый уголок «Ностромо», уверены в гибели всех членов экипажа, кроме Рипли, думаем, что удивить нас картина уже не может. Что ж, некоторым нелишне будет узнать о том, что Скотт кое-что вырезал из той версии картины, что попала в прокат, но затем эти кадры все-таки увидели свет. Не все они представляют коллекционную ценность, но эпизод с обнаружением комнаты, которую монстр облюбовал в качестве инкубатора, весьма хорош. Пробирающаяся с огнеметом через лазы корабля Рипли забредает в помещение, где Чужой задумал производить потомство – в качестве тел-носителей здесь закреплены Бретт и капитан Даллас. Спасти еще живого главу экипажа уже нельзя, и Эллен сжигает все живое и мертвое.
Бабуин и кошка
Хоррор Дэвида Кроненберга «Муха» – абсолютный шедевр и с вырезанными сценами, и без них, кровавая и драматичная история человека, бросившего вызов природе, пугает и завораживает одновременно. Удаленная сцена со «скрещиванием» обезьяны и кошки демонстрирует обреченность – Сет Брандл, тело которого уже претерпело достаточно изменений, пытается найти способ вернуть свою ДНК и делает пробное соединение двух подобных животных. Увы, гибрид бабуина и кошки оказывается нежизнеспособным и крайне агрессивным, чертова тварь бросается на своего создателя, и тот вынужден ее прикончить. Похоже, Кроненберг посчитал, что этот эпизод – очевидный спойлер судьбы самого Брандла, и сцена в итоговый монтаж не вошла.
Видение ада
Картина Пола У. С. Андерсона «Сквозь горизонт» начинается как заправская научная фантастика – космический корабль, отправленный исследовать дальние уголки галактики, исчезает, а затем возвращается, но не отвечает на сигналы. Отправленная на борт спасательная экспедиция сталкивается с необъяснимыми явлениями – и вот тут начинается настоящий ужас, из черной дыры потерянный звездолет вытащил все самое жуткое и отвратительное. И хотя режиссер ни в чем себе не отказывал, одна из сцен вошла в картину существенно сокращенной – это эпизод, где персонаж Лоуренса Фишберна буквально видит все круги ада. Мучения и пытки душ выглядят жутко даже для Андерсона, да и в общую стилистику ленты эта нарезка не особенно вписывается. Страшно, но пусть полежит отдельно.
Нападение на медсестру
Роб Зомби ни разу не был замечен в каком-то трепетном отношении к смертям на экране, да и крови его поклонники не боятся. Так почему же из фильма «Изгнанные дьяволом» была вырезана сцена, где так называемый Доктор Сатана разрывает медсестре горло? Ответ очевиден любому зрителю: «Изгнанных» Роб Зомби снимал несколько в ином ключе, нежели, например, «Дом 1000 трупов», место жестоких физических пыток и убийств здесь занимают эмоциональное напряжение и угнетающая атмосфера, преследующие главных героев. На этом фоне «банальное» кровопускание, пусть и сопровождающееся красочным раздирание горла героине Розарио Доусон, просто не вписывается в концепцию. Будь это иной фильм – эпизод точно стал бы частью ленты, но не в этот раз.
Наклонная комната
Фильм «1408» – одна из самых удачных экранизаций произведений Стивена Кинга, вышедших на экраны в XXI веке, поэтому любое дополнение к нему будет отличным подарком для фанатов Короля Ужасов. Среди нескольких вырезанных сцен фильма нас заинтересовала одна – с наклоном комнаты. Если вы помните, главный герой фильма, скептик и разоблачитель паранормального, заселяется в «проклятый» номер отеля, который затем не желает его отпускать. Так вот, удаленная сцена демонстрирует нам прибывшую для спасения писателя бывшую жену, но на ее стук в двери номера никто не отзывается. Все потому, что герой фильма сталкивается с очередным необъяснимым явлением – его комната буквально встает на дыбы, и у него просто нет возможности добраться до двери, оказавшейся на потолке. Несложный, но впечатляющий трюк.
Оригинальный финал
Феноменально успешный псевдодокументальный ужастик «Паранормальное явление» дал начало большой франшизе и десятку последователей-имитаторов, но и сам оригинальный фильм может похвастать тем, что его концовка – вовсе не повод выключить телевизор и забыть об увиденном. Как минимум к картине стоит вернуться из-за двух дополнительных вариантов финала, которые получили название «оригинальный» и «альтернативный». Как, должно быть, помнят поклонники фильма, кинотеатральный вариант заканчивается тем, что Кэти убивает Мику и исчезает во тьме, но это лишь одна реальность. В другой после убийства Кэти впадает в жутковатый транс и проводит сутки в спальне, пока туда не являются полицейские. Короткое столкновение заканчивается стрельбой. Есть и так называемый альтернативный финал – в нем Кэти перед камерой убивает себя кухонным ножом. Как нетрудно понять, для продолжения очевидной гибели главной героини нужно было избежать, так что в прокат пошел вариант с побегом.
Альтернативная концовка
Триллер Жауме Кольетт-Серра «Дитя тьмы» хорош не только своей неожиданной концепцией – зрители никак не ожидали увидеть в милом ребенке серийного убийцу, – но и наличием альтернативной концовки, придающей финалу открытую форму. Как известно, в кинотеатральном варианте Кейт удалось отправить Эстер в могилу, так что больше эта «девочка-женщина» никому не могла навредить. Другой, вышедший в дополнениях на диске, вариант предполагает менее оптимистичное положение дел. Судя по отрывку, Эстер не просто выжила, она во всеоружии встретила прибывшую в дом полицию. Да, лицо «девочки» изранено, но она не утратила природного обаяния и не забыла о тренировках в манипуляции людьми. Похоже, о спасении семейства Коулман говорить пока рано…
Альтернативный финал
Еще один фильм Роба Зомби, еще одна альтернативная концовка. Первоначально Зомби отказался от работы над продолжением, но затем вернулся в команду, хотя и остался недоволен финальным монтажом, альтернативой кинотеатральной версии стал режиссерский вариант, отличающийся прежде всего концовкой. Если в версии продюсеров заключительная схватка доктора Лумиса и Майкла Майерса завершается смертью маньяка на зубьях сельхозинструментов, а Лори в знаменитой маске вышла навстречу прибывшей полиции, то альтернативная концовка демонстрирует зрителю иной исход – девушку расстреливают прибывшие наряды. Впрочем, последние кадры в психбольнице одинаковые для обеих версий, так что режиссерская версия покровавее, но совсем не радикально иная.
Лечение утоплением
Хоррор Гора Вербински «Лекарство от здоровья», пожалуй, получился несколько тяжеловесным и неповоротливым, но, безусловно, снят он с большим размахом и любовью к жанру. Этот размах, кстати, оказался столь велик, что хронометраж перевалил за неприличные для «ужастика» 140 минут – неудивительно, что кое-какие сцены автору пришлось удалить при монтаже. Например, под нож пошла процедура лечения Локхарта утоплением – в рамках заботы о здоровье своих пациентов доктора отправляют их в резервуары, где, вопреки инстинктам, вода должна заполнить легкие больного. Во время процедуры героя ДеХаана посещает множество видений, которые, впрочем, зрители уже видели в иных эпизодах. Жутковатое зрелище, но отнюдь не обязательное.
Камера смартфона
Новым «Звонкам» оказалось далеко как до японского оригинала, так и до американского ремейка, предшествующего истории 2017 года. И дело не только в том, что у картины пропал фирменный дух, «Звонки» оказались просто совсем не страшными. Впрочем, есть вероятность, что проблемой картины стал финальный монтаж, из которого выпали целые куски повествования, причем достаточно атмосферные. Вот, например, фрагмент, который демонстрирует Джулии, что Холт тоже отмечен проклятием, а также показывает через камеру смартфона то, что невооруженным глазом не видно. Даже странно, что от этого эпизода авторы в итоге отказались.