"Знать бы, что я гений" -- режиссерский дебют с участием Вупи Голдберг и Шарон Стоун -- оказался перепевкой "Умницы Уилла Хантинга", снятой для фестиваля "Сандэнс".
26-летний Майкл (Маркус Редмонд) – большой, простодушный, чернокожий человек – водружается на детский табурет и, мило потряхивая дредами, рассказывает о своем несчастном детстве. А так же о бестолковом отрочестве и неуспешной юности, навсегда отравленных тем фактом, что, на свою беду, молодой человек оказался слишком умным. В школе ему проставили высокий IQ за правильный ответ на вопрос "почему коровы не летают". Забыв, однако, сообщить, какой именно. Мама (Вупи Голдберг) обзывает "уродцем". Больно бьет нелюбимая сестра. Белые вундеркинды считают слишком черным. Черные скейтбордисты – слишком белым. В общем, вместо того, чтобы стать блестящим архитектором, ярким актером или видным психоаналитиком, герой стал серым – работает продавцом-консультантом в супермаркете и носит бейджик "Ask Me" (единственная, пожалуй, удавшаяся шутка в фильме).
«Знать бы, что я гений» /If I Had Known I Was a Genius/ (2007) – первая проба пера некой Доминик Уиртшафтер, выпускницы лос-анджелесской киношколы: милейшего, судя по фотке, и совершенно невинного существа. Работа, вообще-то говоря, дипломная, почти любительская – факт, от которого не должны отвлекать ни хороший "кодак", ни самые базовые сведения о правильной постановке мизансцен, ни крупно увеличенный для постеров черно-белый дуэт Шарон Стоун и Вупи Голдберг.
Каким пряником заманили этих двух хорошо оплачиваемых лицедеек в низкобюджетную лос-анджелесскую самодеятельность – настоящая и главная, пожалуй, интрига "Гения". Вариант "тетенька, тетенька, снимитесь, пожалуйста, в нашем фильме!" хорошо подходит скорее Голдберг, но абсолютно невероятен в случае Стоун. Похоже, что роль таинственного пряника сыграл фестиваль "Сандэнс", чьи лучшие времена давно прошли, но который по инерции продолжает отвечать в Штатах за умный независимый арт-хаус. Увы, но проблемы чернокожего симпатяги, получившего завышенный IQ, оказалось совершенно недостаточно, чтобы полтора часа удерживать внимание как умных, так и глупых зрителей. Как и наличия в фильме Шарон Стоун, у которой, по слухам, тоже наблюдается высокий IQ – 154.
Наверное, из этого самого IQ, очень, как известно, популярного в Америке, и растут все проблемы непризнанных американских гениев. Вот, например, актриса Стоун, заявив, что землетрясение в Китае – следствие кармы этой страны, испорченной из-за плохого обращения коммунистов с ее лучшим другом Далай-ламой, выставила себя недавно полной дурой. А режиссер Уиртшафтер, посчитав, что умный фильм – это фильм, в котором не должно происходить ровным счетом ничего интересного, кроме умных разговоров (есть у американцев такой застарелый комплекс перед европейским кино), сделала совсем не гениальный перепев «Умницы Уилла Хантинга» /Good Will Hunting/ (1997), только про негра.
Вот так и стоит наш гений в самых дальних отделах кинорынка с табличкой "Ask Me". Но спрашивать его абсолютно не о чем.