Один из самых удачных российских ситкомов последних лет и настоящий бенефис Дмитрия Нагиева
Фома (Дмитрий Нагиев) – бывший криминальный авторитет. В 90-е он был королем, но сейчас времена изменились, и даже его босс Мамай (Александр Гордон), с которым Фома когда-то начинал, недоволен своим старым подельником – решать все проблемы грубой силой уже давно нельзя. После очередной вспышки насилия Фома оказывается на улице, но у него быстро созревает план: у Мамая есть сын-школьник Саня, так что всего-то надо устроиться в его школу физруком, втереться к парню в доверие и с его помощью вернуться к «кормушке». Вот только общаться с людьми нормально Фома не привык и на первой же встрече со школьниками сильно задевает пухленькую ученицу. После чего выясняется, что его сведения были не совсем верными – мамаевский Саня-то, оказывается, не мальчик, а девочка, и именно ее Фома ухитрился с ходу приложить.
Отечественный «сериалостроительный комбинат», кажется, потихоньку начал подпадать под действие «закона 10 тысяч часов». Для тех, кто не в курсе, поясним, что 10 тысяч часов – это то время, которое требуется человеку, чтобы в совершенстве освоить какую-то специализацию. Всякого многосерийного барахла российские телевизионщики наснимали уже десять раз по десять тысяч часов, так что наконец-то пошли дивиденды – вполне приличные сериалы, которые избалованным иностранцам лучше пока не показывать, но смотреть самим уже можно. И даже с удовольствием.
Возможно, это случайное совпадение, но по своей концепции «Физрук» сильно напоминает другой сериал – что занятно, вымышленный. В отличном сериале «Эпизоды» парочка английских сценаристов приезжает в Штаты, где их профессионально уламывают переделать их британское детище, популярное шоу об учителе истории, в туповатый ситком «Шайбы» о тренере детской хоккейной команды. И заставляют взять на главную роль Мэтта ЛеБлана. Так вот, «Шайбы» – это, кажется, и есть прототип «Физрука», на месте даже любовная линия между «быковатым» качком и интеллигентной библиотекаршей (с поправкой на бандитское прошлое Фомы и замену библиотекарши на учительницу Таню). Вот только если в «Эпизодах» эти самые «Шайбы» быстро пошли на дно, то «Физрук» все делает правильно.
Сердце и душа сериала – безусловно, Дмитрий Нагиев, очень недооцененный актер (видимо, главным образом из-за своей вездесущести), в который раз демонстрирующий уникальный талант полностью перевоплощаться в своего героя. Его Фома – натуральный «бык» прямиком из 90-х, общающийся исключительно на «фене» и привыкший решать проблемы выламыванием дверей и проламыванием черепов. Это остроумно, смешно и точно уже само по себе, однако Нагиев идет дальше и постепенно превращает забавную карикатуру в объемный портрет непростого и безусловно обаятельного человека. То, как Фома тушуется, столкнувшись с проблемами детей, с необходимостью искать общий язык с девушкой, которая в интеллектуальном смысле смотрит на него сверху вниз, да и вообще с жизнью за рамками «большого бизнеса», сыграно поистине блестяще – на полутонах, якобы случайных взглядах, нервных ухмылках. За двадцать серий сезона Фома проходит убедительную эволюцию от «настоящего пацана» до «настоящего мужчины».
Главной задачей окружения Нагиева было обеспечить своей центральной звезде необходимый контраст, и с ней каст справляется на твердую четверку. Как водится, среди молодых актеров полно, скажем так, «спорных» ребят, топорность игры которых особенно очевидна на фоне бенефиса Нагиева, но до того, чтобы раздражать, дело не доходит, а взрослые актеры по ходу дела все больше и больше срастаются со своими героями – особенно органична Анастасия Панина в роли Тани и Владимир Сычев (кстати, выходец из «Ералаша») в роли лучшего друга Фомы, такого же «пацана» с говорящей кличкой Псих. Что Панина, что Сычев играют чуть утрированно, но эта преувеличенность вполне вписывается в общий стиль «Физрука».
Безусловно, среди двадцати эпизодов есть как удачные серии, так и не очень (хотя по несколько отличных шуток найдется в каждой), однако в чем «Физрука» не упрекнуть, так это в однообразии – сериал и не поддается на соблазн скатиться в «мыло», и не пытается усесться на все стулья сразу. Эпизоды, продвигающие основной сюжет, периодически перебиваются эпизодами, от него практически независимыми – вроде серии, в которой Фома, Псих и примкнувший к ним учитель-«ботаник» приходят в себя после буйной пьянки и весь день пытаются восстановить по кусочкам события прошлой ночи. Да-да, это плагиат с «Мальчишника в Вегасе», но плагиат безобидный и местами очень забавный.
То же самое хочется сказать и про весь сериал в целом – если вы все это время крепко держали оборону от российских ситкомов, обложившись в своем домашнем склепе «Друзьями», «Теорией большого взрыва» и «Как я встретил вашу маму», а сейчас хотите выглянуть в окошко, то «Физрук» – пожалуй, самый безопасный и безболезненный способ «разведать обстановку». У нас тут, похоже, весна намечается.