В прокат выходит продолжение «Колдовства», культового ужастика 90-х о ведьмах и внутренней мизогинии. Мы поговорили с продюсером фильма и главой студии Blumhouse Джейсоном Блумом, приложившим руку к созданию «Прочь», «Одержимости» и «Судной ночи». Подробнее о новом его проекте вы можете прочитать в нашей рецензии.
Почему вы решили продолжить историю «Колдовства» именно сейчас? Многие ваши проекты («Черное рождество», «Хэллоуин») подчёркивают феминистскую проблематику оригинальных фильмов, поэтому интересно узнать, какая задача была поставлена перед созданием «Нового ритуала». И почему, собственно, продолжение, а не ремейк?
Мне всегда нравилось оригинальное «Колдовство» и однажды я подумал, что было бы интересно посмотреть на этот фильм через призму 2020 года. Когда мы только начинали, вопрос о сиквеле или ремейке был по-прежнему открыт. Но Зои Листер Джонс, в итоге написавшая и снявшая эту картину, настояла на том, что это должно быть продолжение, которое, кроме всего прочего, ещё и происходит в наше время. Мне эта идея понравилась, потому что мне хотелось переосмыслить «Колдовство», но не хотелось что-то переизобретать. В некотором смысле «Новый ритуал» можно назвать апдейтом, обновлением.
Немного о вашей (и зрительской) ностальгии: как человек, чья студия часто выпускает ремейки или сиквелы классики, скажите, не чувствуете ли вы, что публика в последнее время стала заложником собственных воспоминаний? Все мы знаем, что спрос рождает предложение, но каков сейчас спрос на оригинальные проекты в сегменте жанра?
У нас в студии, мне кажется, это работает в двух направлениях. Да, мы снимаем сиквелы и ремейки, но Blumhouse ещё и выпускал множество оригинальных проектов: «Сплит», «Прочь», «Одержимость». Самое сложное, что у аудитории сейчас есть колоссальный выбор, поэтому стало крайне сложно привлечь её внимание. Один из способов это сделать — выпустить историю, о которой зрители уже слышали. Так что я всегда нахожусь в поиске старых сюжетов, которые можно рассказать в новом ключе.
Вернемся к продолжению «Колдовства». Оригинал был достаточно жестоким, а вот в сиквеле заметен уход скорее к подростковому фэнтези с рейтингом PG-13. Почему вы с режиссёркой решили отказаться от жутких моментов первоисточника?
«Новый ритуал» рассказывает прежде всего о девушках-подростках — вот мне и хотелось, чтобы кино могли посмотреть такие же девушки-подростки. Собственно, я был одним из тех, кто и предложил Зои снять этот фильм именно в рамках PG-13. Ведь сам по себе этот рейтинг не означает, что будет нестрашно. У всех «Астралов», например, PG-13, но при этом многие зрители считают их нашими самыми жуткими фильмами. По-моему, можно пугать публику и без насилия. И мне кажется, у нас это получилось.
Очень важно, что фильм об обретении независимости женщинами снимает именно женщина — режиссёрка Зои Листер Джонс. Раньше жанровое кино кишело постановщиками-мужчинами, но сейчас это положение, к счастью, меняется — в том числе и благодаря Bulmhouse. Мне сложно судить о ситуации, существуя в ином контексте, поэтому надеюсь, что вы сможете прояснить, насколько актуальна эта проблема в американской индустрии.
Да это до сих пор большая проблема: режиссёров по-прежнему больше, чем режиссёрок. Но мне кажется, что мы эту тенденцию начинаем понемногу изменять. Вы сказали «к счастью», и я с вами абсолютно согласен. Ведь фильмы должны снимать люди, которые знают свою аудиторию, возможно, даже являются её частью. И так как половина зрителей хорроров — женщины, я очень надеюсь на то, что когда-нибудь и количество постановщиков ужастиков среди женщин тоже будет равна этой половине. Сейчас ситуация куда лучше, чем 4 года назад, и это говорит лишь об одном: мы на правильном пути.
В одном интервью вы сказали: «По характеру я скорее не человек-жанр, а человек-инди». Как сейчас обстоят дела у независимого хоррор-производства?
Ну смотрите, я подразделяю для себя жанр так: есть инди-хоррор, а есть студийный хоррор. «
За эти пару лет вышло много политических фильмов, которые так или иначе рассуждают о будущем и настоящем американского народа: от «Мы» Джордана Пила и «Судной ночи» до нашумевшей «Охоты». Нынешняя ситуация в Америке сама по себе всё больше напоминает хоррор: уличные протесты, убийства, выборы президента. Не кажется ли вам, что именно жанр сейчас лучше всего осмысляет окружающую действительность?
Это можно определённо сказать про «Судную ночь 2». Она ведь должна была стать просто рефлексией, а сейчас мы что-то похожее уже наблюдаем на улицах. Хотя это очень странно. Обычно ты смотришь жанровое кино и думаешь: «Боже, какой ужас. Главное, чтобы такого не было в вокруг нас». А выходит сами видите как. Причём, что интересно, в Америке хоррор теперь непрерывно связан с реальностью. И наоборот — реальность непрерывно связана с хоррором.
Раз уж мы заговорили о социальной проблематике в хорроре — какой вопрос, по-вашему, в современном жанровом кино задается несправедливо реже всего? Разговор на какую тему вам бы хотелось вновь актуализировать?
Мне кажется, в случае «Судной ночи» мы очень глубоко проникли в суть политики, но, знаете, могли бы ещё глубже. Ведь это само по себе хоррор-шоу — так почему мы должны отставать? Еще, кстати, очень хочется выпустить жуткий экологический ужастик. Надеюсь, когда-нибудь удастся воплотить его в жизнь.
Welcome To The Blumhouse — очень занимательный жанровый концепт. Он интереснее ещё и оттого, что выходит на Amazon Prime, а не в кинотеатральный прокат. Способствуют ли стриминги развитию жанра и какой формат проката вам кажется более предпочтительным?
По-моему, это зависит от фильма. Некоторые картины лучше вписываются в стриминговую модель, некоторые — в кинотеатральную. Конечно, ничего не сравнится с ощущением, когда твоя лента выходит в прокат пятничным вечером на тысячах больших экранов, но на самом деле на качество фильма это никак не влияет.
Blumhouse по-прежнему редко участвует в создании сериалов. С чем это связано?
В последнее время мы стали выпускать всё больше сериалов: «Самый громкий голос», «Острые предметы», «Птица доброго господа» и, конечно, «Судная ночь». У нас готовится много таких проектов и одна из моих целей ближайших двух-трёх лет — выпустить парочку тайтлов, которые наверняка удивят публику.