Не всегда достаточно талантливых актеров и блестящего сценария для того, чтобы рассказать историю. Иногда необходимо выйти на улицу и обратиться за помощью к самому городу – к его сложной истории, каменным зданиям и исключительной энергетике. Существует ряд фильмов, в которых тот или иной город играет чуть ли не главную роль. Он создает идеальный фон для раскрытия характеров и обретения нужного настроения, словно узкие переулки или огромные небоскребы – это особая музыка, дополняющая сюжет.
Одиночество в Токио
В баре отеля в Токио встречаются уже немолодой Боб и еще довольно молодая девушка Шарлотта. В любом другом месте эти двое американцев вряд ли заговорили бы и нашли общий язык. Но только не в Токио. Здесь они оказались необходимы друг другу, как два забытых ребенка на детской площадке. Город у Копполы холоден и безразличен к таким, как Боб и Шарлотта. Ему нет дела до того, сколько демонов внутри тебя начали свой танец, сколько лишних стаканов ты уже успел опрокинуть. Токио продолжает существовать в своем быстром ритме, не зацикливаясь на тех, кто по какой-либо причине потерялся на своем пути. В фильме «Трудности перевода» город не изображает безразличие большинства по отношению к тем, кто остался один на один со своими страхами и вопросами к себе. Одиночество и сам город Токио объединяют героев, чтобы те смогли собрать себя по частичкам. Разбитые вдребезги, они продолжают разговаривать, впитывая в себя мысли друг друга. Они стоят посреди огромного мегаполиса в толпе людей, соприкасаются своими душами и телами, обозначая тем самым, что они тоже здесь. Они тоже живы.
Магия и иллюзия Нью-Йорка
Главный герой, запутавшийся в своих чувствах, бродит по Манхеттену, где жизнь кипит в своем привычном режиме. Интеллектуальные беседы, долгие прогулки и даже лицемерие и надменность органично переплетаются с атмосферой города. Нью-Йорк в данном случае представляется живым организмом, который порой подталкивает людей либо на безделье, либо на откровенность. Кажется, что для этой истории нельзя было придумать декорации лучше, чем суматошный Нью-Йорк, который говорит о внутреннем состоянии самих героев. Он так же инфантилен и немного груб в своей суете и высотках, как Айзэк, но не перестает глубоко чувствовать и дарить надежду, как Трейси.
Любовное настроение в Париже
Вторая часть знаменитой трилогии Линклейтера разворачивается в городе влюбленных – в Париже. И не зря. Ведь именно в этой части герои размышляют о своей первой встрече, анализируют взаимоотношения с другими людьми и приходят к простому выводу: да вот же она, любовь. А Париж в свое время обогащает их ностальгию о юности новыми надеждами. Здесь все кажется таким очевидным и простым: молодые люди пьют кофе в середине рабочего дня, туристы размеренно гуляют вдоль Сены, а в маленьких двориках соседи устраивают посиделки. Париж у Линклейтера – это как теплый вечер после грозы, когда всю тревогу как рукой сняло. Французские аллеи плавно подталкивают героев друг к другу, даруя шанс начать все с самого начала или продолжить с того, на чем остановились когда-то далеко в Вене.
Динамичный Берлин
У Лолы есть 20 минут и несколько попыток (жизней), чтобы раздобыть деньги. В течение этого путешествия Берлин будто следует за ней по пятам. Город является катализатором движения и скорости: это и выражение новой эпохи с ее переменчивостью, и вступление в другой этап после падения Берлинской стены (меньше чем 10 лет назад). Берлин окружает героиню, становится ей и помощником, и ловушкой. Он задает тон и ритм фильму, ведя за собой не только Лолу, но и зрителей. Сущность города выворачивается наизнанку и получает новое воплощение в образе девушки с огненно-красными волосами.
Вечный город Рим
Главный герой Джеп живет ночью, скитаясь с одной вечеринки на другую, где ему приходится наблюдать за малодушными аристократами и интеллектуалами. Постепенно фокус зрителя переходит с угасающих героев на насыщенный портрет города. Хочется попытаться удержать, успеть взглянуть и сохранить в памяти миг величия Рима, будь он восходом или уже закатом европейского общества. Фильм наполняется бессмысленными диалогами и дискотечной музыкой, но в нем также есть свет от обжигающего итальянского солнца, фламинго на террасе напротив Колизея и античные статуи в громоздких зданиях с высокими потолками. В этом и функция Рима в «Великой красоте» – он отражает вечность и непоколебимость в противовес надоедливой фальши и обыкновенной человеческой усталости.
На пороге смерти в Брюгге
Черная трагикомедия Мартина МакДона рассказывает историю наемных убийц, которым приходится околачиваться и прятаться в Брюгге. Главный герой Рэй пытается справиться с чувством вины из-за случайного убийства ребенка, поэтому город для него становится прототипом тюрьмы. Рэй и Кен не случайно помещены в маленький бельгийский городок, похожий на музей под открытом небом. Они здесь совершенно не к месту, словно пришельцы, упавшие с неба и не способные найти путь назад. Однако именно здесь им предстоит найти искупление. Брюгге для Кена становится чуть ли не божьим благословением. На его улицах он находит давно забытые крупицы радости и проблески очищения от всего дурного. Для Рэя же все вокруг скука смертная, а Брюгге со своей средневековой архитектурой лишний раз напоминает об его муках и прегрешениях.