С короткой стрижкой, бледным лицом и большими темными глазами Вайнона Райдер никогда не была просто актрисой с запоминающейся внешностью. Она была и остается той, чья фильмография переполнена интересными ролями. Готическая принцесса из 90-х, прославившаяся через мрачные картины Тима Бертона, предлагала целому поколению девочек- подростков портрет умных, немного странных, интровертных персонажей. Эти героини не вписывались в рамки и не соответствовали укоренившимся романтическим образам, но именно благодаря этому девушки со всего мира могли чувствовать с ними некое родство.
В честь дня рождения Вайноны Райдер мы решили провести небольшой анализ ее творческого пути и попытаться понять, что в нем особенного.
В восьмидесятые годы кино подарило зрителям-подросткам набор всем известных архетипов: спортсмен, ботаник, чирлидерша, девочка-заучка. Самыми пленительными фигурами, которыми все хотели стать, были, конечно, девушки наподобие героинь Молли Рингуолд («Клуб “Завтрак”» или, например, «Девушка в розовом»). Но были и те, кто относился к американской мечте в розовой обертке от Голливуда с долей скептицизма. И Вайнона Райдер стала тем, кто помог аутсайдерам обнаружить себя в кино.
Фильм «Смертельное влечение» немного изменил правила игры, обнажив жестокость школьников с новой силой и разрушив представление о том, что подростки не могут переживать экзистенциальный кризис. Вероника в исполнении Райдер не стремилась потерять девственность с главным красавчиком школы и не мечтала о выпускном бале. Она ставила перед собой совсем другие цели – например, попробовать восстановить справедливость в школе. Неудивительно, что в копилке актрисы есть также роль Джо Марч в экранизации «Маленьких женщин». Этот литературный персонаж – классическая бунтарка, которая шокировала окружающих своенравным поведением, но жила так, как ей хотелось. В «Битлджусе» ей досталась роль бледной чудачки-готки, которая олицетворяла загадочного тихого ребенка и которую все вокруг считали странной. Романтика, наполненная тревогой и мраком, моментально покорила сердца зрителей. Ведь не только сценарий Тима Бертона закрепил фильм в истории кино, но также и пронзительные широко раскрытые глаза Вайноны Райдер.
Образ актрисы стал своего рода бессознательным мятежом для миллионов подростков, которые хотели нарушать правила и бастовали против существующих рамок.
Райдер стала не только олицетворением мрачных историй («Дракула» и сотрудничество с Тимом Бертоном), но также и воплощением беспокойств всех бездельников того времени. Персонаж Лелайна Пирс из фильма «Реальность кусается» – это практически иллюстрация кризиса четверти жизни. Наблюдая за Вайноной в этом возрасте, все люди двадцати с лишним лет видели и все еще видят самих себя в хрупкой девушке с сигареткой в руках. Она беспокоится о своем будущем, проваливает собеседования при приеме на работу и понятия не имеет, что делать со своими запутанными отношениями.
В связи с Лелайной хочется также вспомнить образ водителя такси Лос- Анджелеса из фильма Джима Джармуша «Ночь на Земле». Вайнона здесь выглядит так, будто она всю ночь была на концерте какой-нибудь панк- группы или зависала с друзьями в чьем-то гараже: мешковатая одежда, растрепанные волосы, кепка, надетая задом наперед. Только ее героиня здесь не потерянная девушка, мечтающая о чем-то большем. Напротив, она отказывается сняться в голливудском фильме, потому что ей хорошо там, где она сейчас. Эта сюжетная линия тоже своего рода протест. Протест против давления, определенной модели поведения и успешной жизни.
После взлета карьеры актрисы многие режиссеры хотели видеть ее в своих работах. Однако еще с 1996 года на уме у Райдер был особый проект, над которым она работала. Речь идет о «Прерванной жизни» 1999 года. Здесь актриса не только сыграла главную роль, но также и выступила исполнительным продюсером. Для нее это было своего рода детищем, результат которого оказался трепетным посланием для зрителей. Сюзанна – девушка с депрессией, но пребывание в психиатрической больнице меняет ее жизнь. Героиня становится голосом женщин с психическими заболеваниями, столкнувшихся со стигматизацией, отсутствием сочувствия и понимания. Не раз говорилось, что фильм стал глубоко личным для Вайноны, также переживающей в то время чувство одиночества и тревоги, будучи кинозвездой.
Показателен тот факт, что, возможно, именно этот фильм ставит точку в определенной главе Вайноны Райдер. В какой-то момент казалось, что ее карьера погасла: в новом тысячелетии место актрисы заняли уже другие звезды, а она сама появлялась в малоизвестных проектах. Может, актриса попросту решила сделать паузу, а может, Голливуд не мог предложить ничего оригинального женщине, которой уже не 25. Так или иначе, Вайнона все же вернулась на экраны в захватывающем хите от Netflix «Очень странные дела». Здесь она играет мать, чья решимость спасти сына переходит любые границы, даже если окружающие считают её сумасшедшей. Вероятно, в этом и есть фишка Райдер – она все еще олицетворяет некий бунт и остается верной себе.